• Приглашаем посетить наш сайт
    Прутков (prutkov.lit-info.ru)
  • Дневник В. Ф. Одоевского. Хроника музыкальных событий
    1864 год

    1864

    3 января

    В ложе Борха на Фаусте Гуно; caiques de Meyerbeer, de Wagner, d'Offenbach au genre vaudeville - mais un faire excellent, des ficell sont parfaites, instrumentation interessante et experimente - ce n'est le veritable art qui manque. {подражание Мейерберу, Вагнеру, Оффенбаху в духе водевиля - но в общем прелестная вещь с удачными выдумками, с опытной и интересной оркестровкой - недостает только настоящего искусства {франц.).}

    4 января

    Был у Штарк (Ингеборг)203 посылает мне партицию своего концерта, написанного для симфонических вечеров, устраиваемых в Дрездене ее мужем.

    6 января

    В опере Серова Юдифь - это первая опера великого композитора204. Зала полнехонька, несмотря на то, что 18-е преставление и что в тот же день давали Фауста Гуно; г-жа Бьянки205 -- всегда между двумя нотами, ни одного звука определительного. Сарриоти очень хорош. Была в ложе Юлия Федоровна. В ряду за мною сидел Тургенев206.

    7 января

    У Ломакина, чтобы устроить 3-х голосную обедню у Великой Княгини207.

    9 января

    С Баронессой Раден (которая была на экзамене в Еленинском училище и не обедала вовсе) в концерте Музыкального Общества - (Прохорова208 - актриса, ученица Ниссен209 -- воспитанница Великой Княгини).

    10 января

    У меня Васс (учащий в Мариинском Институте и в Павловском Институте - gratis {бесплатно (лат.).})210

    Обедал у Абазы: кн. Д. Оболенский, Бочкин, Тургенев, Ник. Милютин211 с женою, Чичерин212 - после обеда Серов - играл и пел отрывки из своей Рогнеды - еще лучше Юдифи. Языческая сторона обрисована мастерски. Пение скита триестествогласием.

    11 января

    Оканчивая письмо к Валентине Семеновне Серовой, не успел и соснуть до обеда, от чего очень устал. Но необходимо охранить это гениальное существо от нигилистского болота, в которое она готова попасть213. У Серова, где он познакомил со своим учеником Славинским214 - играл мне в 4 руки с женою пляску скоморохов из Рогнеды. Отдал Валентине Семеновне ответ мой на ее письмо (на 8 страницах моего письма).

    12 января

    Обедню у Великой Княгини пели ученики школы Ломакина триестествогласием, к сожалению несовершенным. Ломакин боится Бахметева215. Бахметев приезжал в одно заведение (под начальством Генерала Вельяминова-Зернова)216 - где учил Ломакин, с вопросом: какую это там музыку поют? (хотя она и пелась в точности по Обиходу, но не с теми театральными аккордами, которые заведены Бортнянским, а впоследствии Львовым). Хорошо, что Вельяминов отвечал Бахметеву вопросом: какое он имеет право вмешиваться в дела заведения, вверенного его, Вельяминова, надзору, иначе Ломакину было бы худо. Великая Княгиня велела певцов угостить завтраком - и выдала деньги для беднейших из них.

    13 января

    Отнес Баронессе Раден проект моего посвящения книги об Осьмогласии Великой Княгине.

    14 января

    В Консерватории Русского Музыкального Общества. Заремба217, Петерсен218. Рубинштейн.

    В 4 часа и по 8 - в Мариинском Институте на экзамене класса Васса. Он у меня с женой фортепьянисткой и chanteuse a roulades {руладной певицей (франц.).

    15 января

    У Баронессы Раден комитет - о методе Шеве для Мариинского Института - Заремба, которому я обещал прислать книги методы, - и Кедров219, которому отдал мои тезисы по сему предмету.

    16 января

    Выехал из Петербурга с 12-часовым поездом.

    17 января

    Приехал в Москву.

    18 января

    Нину с Юлией Федоровной отвез в концерт Музыкального Общества. Потулов - его обедня поется завтра. Написал статью о церковном Обиходе220.

    19 января

    У обедни - у Георгия на Всполье (Димитрий Васильевич Разумовский) - гармонизация Потулова221. Певцы, боясь Капеллы, не решались петь, - Филарет222 разрешил. После обедни сошлись у меня семья Свербеевых, Кошелев, Аксаков, Бессонов, Сухотин, Орел-Ошмянцев, Д. В. Разумовский - и решили собрать подписку, дабы обеспечить наем певчих (22 человека по 50 рублей за раз) в церкви Георгия Победоносца. Писал к Погодину, чтобы не писал ничего об обедне, не повидавшись со мною.

    23 января

    Потулов, которому советовал употребить медианту.

    26 января

    Обедал Орел-Ошмянцев, принесший мне оттиски моей [статьи] о пении в приходских церквах.

    27 января

    После обеда Бессонов читал у меня статью об открытых им сведениях относительно печатания нотного пения223 от Барона Корфа и константинопольский диплом на членство в тамошнем музыкальном обществе224.

    28 января

    Обедал Орел, принесший мне экземпляры моей заметки о пении.

    31 января

    В Малом театре на музыке принца Ольденбургского225. У меня О. Ф. Кошелева, ее родственница Яковлева, [с] которой сделалась истерика от моей игры на органе, - я этого не предвидел и, к сожалению, не предупредил ее.

    2 февраля

    У обедни у Егорья на Всполье, - куда Потулов приехал совсем больной. На квартире Музыкального Общества с Варварой и Анной Димитриевнами.

    Обедали у меня: Феофил Толстой226, Аполлон Майков227, Д. В. Разумовский. Толковали об Осьмогласии.

    5 февраля

    В Музее, где Севастьянов и Корш228 показывали мне разные редкости, между прочим купленную у Большакова коллекцию нотных рукописей.

    8 февраля

    В концерте Музыкального Общества229, где, между прочим, играли дрянную Серенаду-Симфонию, нечто вроде венских вальсов, присланную в дар Обществу от сочинителя Брамса, капельмейстера Венской консерватории.

    9 февраля

    У обедни у Егорья на Всполье - на квартетном утре Музыкального Общества.

    11 февраля

    230 - но увы, не настроенное - самому некогда, а здесь настройщики даже не знают нот, но все-таки могли бы под руководством.

    12 февраля

    Настраивали мое энгармоническое фортепьяно - я, было, написал руководство для настройщика, но оказалось, что настройщик Сорокин, как и многие другие здесь, не знают нот -- это в Москве только могут [быть] такие патриархальные чудеса. Нашел нотную азбуку для Сорокина, вымыл ему голову - и взял с него слово выучиться.

    14 февраля

    В Музее просматривал нотные рукописи от Большакова.

    15 февраля

    У всенощной у Егорья на Всполье. Церковное пение Потулова. Писал к жене [письмо] No 27 (о Музыкальном Обществе, чтобы поторопили уставом - по просьбе Трубецкого)231.

    16 февраля

    На квартете Музыкального Общества.

    17 февраля

    Обедал у меня Николай Михайлович Потулов - Филарет велел меня благодарить за мою брошюрку - и заметил, что в ней белые листки для заметок. Проходили с Потуловым Турчанинова232 сравнительно с Обиходом.

    18 февраля

    Обедал у меня Николай Рубинштейн - он сомневается в возможности отличать четверти тонов; но etre parrain du Piano enharmonique {быть крестным отцом энгармонического фортепиано (франц.).} - согласен.

    21 февраля

    22 февраля

    Воротников (музыкант и сочинитель)233 - советовал ему завести контору нотных копиистов - и дал ему Области гласов, предмет, о котором он не имел ни малейшего понятия, хотя и работал у Львова над переложением Обихода.

    25 февраля

    Потулов пришел ко мне с известием, что Филарету весьма понравилось древнее пение и что он велел его петь в Успенском соборе. Потулов предлагает образовать Общество любителей церковного пения234.

    26 февраля

    Крестины моего энгармонического клавикорда - должны быть отложены; жена молодого Тимирязева (Александра) умерла.

    27 февраля.

    Во время обеда Сорокин привез мне двойной крюконотный Ирмологий времен Никона235 - но не продает злодей.

    28 февраля

    Бобров, которому дал мысль издать книжку о методе Шеве. Филарет велел петь обедню переложения Потулова - в Успенском соборе.

    29 февраля

    Воротников - дал ему письмо к Потулову - нельзя ли его употребить для обучения хора семинаристов! У Масловых - где слушал урок Боброва музыкальный по методе Шеве.

    1 марта

    У обедни у Егорья на Всполье - певчие вполовину пьяные - а другие вовсе не пришли ради масленицы.

    На трехсотлетнем юбилее Синодальной Типографии236 - служил Савва237, Горский238 239 - я обещал Савве - оттиски листка с церковными нотами.

    2 марта

    Писал к Потулову, чтобы нам собраться для сравнения Ирмологиев. Писал к Энни Лечетицкой240, что согласен lui donner un pied a terre {дать ей пристанище (франц.).}.

    3 марта

    Воротников - заставил его продолжить переложение Фробергера на Кирхера241.

    5марта

    Писал статью для Русских Ведомостей - о песнопении242.

    6 марта

    Окончил статью, пользуясь моей болезнию.

    7 марта

    Воротников принес мне сделанные им копии; дал еще ему работы, за которой прислать в четверг.

    8 марта

    Обедал у Свербеевых - учил маленького Сережу музыке.

    От Энни Лечетицкой письмо с просьбой дать ей уголок у нас в доме - ради ее концерта в Москве. Отвечал, что - да.

    11 марта

    Приехала Анна Карловна Лечетицкая, бывшая Фридберг [Фридебург] - я ей дал гостиную - и спальню вместе с Юлией Федоровной. Обедал Николай Рубинштейн. Н. М. Потулов - работали над старинными листками крюков - водяного знака бумаги этих листков нет в Тромонине243.

    Прасковья Николаевна Голынская244 с визитом у Анны Карловны Лечетицкой. Шнейдер - толковали с Лешетицкой о ее горле.

    13 марта

    У Dames conjointes - чтобы предложить им быть на концерте сегодня и в заседание Общества Любителей завтра. Я остался дома - Анна Карловна отправилась петь в Музыкальное Общество с огромным успехом.

    14 марта

    Жемчужников, сестры Даль, из них Ольга невеста (за Демидова студента-помещика) - свадьба, как скоро выдержит экзамен. - Бессонов, Венявский245 -- толки о моем энгармоническом фортепьяно: en theorie c'est juste, говорил Венявский, mais en pratique (par exemple pour les instruments a vent) c'est impossible {в теории это правильно, но на практике (например, для духовых инструментов) это невозможно (франц.).}. Да мне-то до того что за нужда, что практика так несовершенна.

    16 марта

    Анна Карловна отправилась в моей карете на репетицию. Послал Обществу музыкальному известие о приезде Великой Княгини и о концерте на Пасху.

    17 марта

    Анна Карловна ездила на репетицию Венявского. В концерте Венявского246 - foule - le Grand theatre plein - applaudissement - на bis, etc {... толпа - Большой театр полон - аплодисменты - на бис и т. д. (франц.).}. Я сидел в ложе Any, ибо иначе она была бы одна.

    Трубецкой мне сказывал, что Дирекция Музыкального Общества отвечала Великой Княгине.

    18 марта

    Свербеева Екатерина Александровна, Зинаида, Варвара Димитриевна, барон Розен247

    20 марта

    В концерте Рубинштейна Николая с Лешетицкою - венки, букеты, бриллиантовый перстень - и [нрзб.] без конца248.

    22 марта

    Венявский и Баумгарт. В концерте Лазарева!!! Музыки Германской, Итальянской, Халдейской и Славянской! - играл Лешетицкий Арнольд, [сын?] Федора Петербургского; публика насмешливо аплодировала, когда он играл Лазарева и ошикала, когда он сыграл (очень плохо) Sommernachtstraum Мендельсона249.

    23 марта

    В концерте250 с Лешетицкою, Юлией Федоровной, Носиной - концерт удался, - в зале не все места были заняты, потому что 500 человек были на хорах по рублю.

    24 марта

    Писал к жене [письмо] No 52 (о Шуман251, которая хочет поселиться у меня в качестве Эни252).

    26 марта

    В Сенате, куда завезла меня Анна Карловна Лешетицкая, отправившаяся в Петербург, ибо концерт Венявского не состоялся, по отказу от Львова Рубинштейну дирижировать (см. письмо Венявского в 25 марта Московских Ведомостях)253.

    27 марта

    В Остоженском Дворце, который исходил с приехавшим Киндом254, привезшим мне письмо Ее Императорского Высочества к Дирекции Музыкального Общества, которое я тут же отправил к Рубинштейну.

    28 марта

    Обедала у меня М. В. Шиловская, чтобы записать со мной свой новый романс.

    29 марта

    Записка от О. И. Тимирязевой хлопотать о концерте в пользу бедной Юхновской255

    31 марта

    Рубинштейн Николай вместо игры для Юхновской прислал 25 рублей - кои я и отправил к Ольге Ивановне Тимирязевой. Писал к О. И. Тимирязевой с письмом Рубинштейна.

    2 апреля

    Потулов, обе Сухотины и американец Юнг256 (подарил ему Обиход и Праздники), иеромонах Палладий257, Д. В. Разумовский (отдал ему 160 рублей для хора из собранных по подписке), Потулов остался мне должен 15 рублей. Орел, Кошелев, Иван Иванович Маслов.

    4 апреля

    В зале Благородного Собрания по приглашению Князя Трубецкого, чтобы решить место и устройство ложи для Великой Княгини, продержали меня до 5 часов.

    Познакомился с М-mе Шуман, которая тут еще разыгрывалась.

    5апреля

    Обедал Бартенев, - отдал ему подлинные автографы и копии с них Пушкина, Глинки, Гоголя и проч.

    14 апреля

    Давал Соболевскому на критику мою статью о церковном пении. Петр Иванович Бартенев читал мне статью, взятую из моих автографов.

    15 апреля

    Свез статью о церковном песнопении258 к Орлу, предоставив в его распоряжение с тем, чтобы мне было отпечатано 300 экземпляров на моей бумаге.

    16 апреля

    Кампе, которому сказал иметь в готовности фортепьяно для Дворца.

    17 апреля

    21 апреля

    Промаялся все утро во Дворце - без меня была Клара Шуман.

    22 апреля

    С Баронессой Раден и концерт Клары Шуман - вечер у Великой Княгини.

    24 апреля

    Около 9 во Дворце и потом в Дворянском Собрании принимать Великую Княгиню на музыкальном вечере Русского Музыкального Общества. Потом у Великой Княгини, где нашел Чичерина и Урусова259, которые говорили о необходимости не поручать поправки книг нотного пения невеждам-певчим.

    25 апреля

    Получил от Великой Княгини 1000 рублей для передачи в Музыкальное Общество - по каковому случаю написал в Комитет оного письмо, которое после обеда возил показывать Великой Княгине, которая его одобрила. Перед тем был у Потулова, которого древнюю гармонизацию хочет слышать Великая Княгиня.

    26 апреля

    У меня члены Дирекции Музыкального Общества благодарить за вчерашние хлопоты. Я им отдал под расписку 1000 рублей от Великой Княгини. Был у Великой Княгини, - я уже запоздал, а мне надобно было называть разных лиц Великой Княгине, - а в ту самую минуту приехал Ошмянцев с корректурой - я не мог ему дать даже секунды.

    Вечер был музыкальный: Клара Шуман, Оноре260, Николай Рубинштейн, Давидов с Страдивариусом (Le muguet)261.

    28 апреля

    Заезжал к Ивановой, чтобы Великая Княгиня могла ее слышать. Сегодня напечатана моя статья о песнопении в Дне262.

    Вечер у меня: Великая Княгиня, принцесса Нейвидская, Эдитта Федоровна, Елизавета Павловна263, - и по списку Великой Княгини Разумовский, Потулов с женою с 16 певчими, кои пели его переложение обедни, Иванова, Варвара Димитриевна, Зинаида Сергеевна, Катерина Димитриевна, Тимирязев Федор, Рубинштейн - принцесса обрадовалась моему органу.

    3 мая

    Орел-Ошмянцев привез ко мне особые экземпляры моей статьи о песнопении, я отвез его в театр, а сам ходил часа три.

    4 мая

    Потулов, которому отдал бумажку для регента Михайловского264

    5мая

    Заплатил Кампе 200 рублей, оставшиеся за энгармоническое фортепиано, - и тем все наши расчеты кончены, в чем расписку и надел на крюк квитованных счетов.

    6 мая

    Обедал Орел-Ошмянцев, принесший мне корректуру статьи моей о древнем песнопении.

    14 мая

    Звук тела (камертона) на шнурке, введенном в уши, на секунду выше звука, слышимого без шнурка, через воздух.

    15 мая

    Обедал у нас казак-певец Василий Иванович Гордеев, - Дали дочери, две Хомяковы, Екатерина Александровна, Варвара Димитриевна, Анна Димитриевна, кузина Щербатова, Маслов (передал ему примирительный акт265), Бобров, - Колюбакин266, Орел, Полуденский, Кошелев. Гордеев пел.

    21 мая

    Переехали в Остоженский дворец.

    24 мая

    Дал Воротникову письмо к Петру Александровичу Грессеру.

    19 июня

    Кампе берет энгармоническое фортепиано для возвышения красных клавишей.

    Вечером: Сушкова, Тютчев с дочерью, Колюбакин, Лебедев, Соболевский.

    20 июня

    В 12 заседание Общества древнерусского искусства, где оказалось нужным изучение статьи 40.

    29 июня

    Д. В. Разумовский читал мне свою статью об азбуке церковного нотнолинейного пения267268 - кажется, будет петь, если будет учиться.

    3 июля

    Кампе рекомендовал взять моего крестника Шредера.

    5 июля

    Начал перекладывать Бахов хорал для органа и фортепиано.

    8 июля

    Переложил Бахов хорал из Ich habe mein Such etc. для фортепиано и органа269.

    9 июля

    Всеволожский270, который играл мне свои сочинения.

    14 июля

    Отправились к Троице с женою - с 1 часовым поездом.

    Дм[итрий] Васильевич] Разумовский, всегда аккуратный, явился, был с ним у Александра Васильевича Горского - ректора Академии. Я взял его описание Троицкой Лавры, единственное хорошее из всех271.

    15 июля

    Списал в Библиотеке [Троице-Сергиевской лавры] начало 1-го гласа Ирмология из разных рукописей XVI века, из коих одна Дьячее око - восходит ранее 1533 г. (отмен от нынешнего весьма мало и более зависит от хомового разделения слов).

    16 июля

    Работал в Лаврской Библиотеке, свел одни и те же напевы разных веков.

    18 июля

    Нездоровый насилу выехал из Лавры с 1 1/2

    31 июля

    В типографии Грачева - с корректурой.

    4 августа

    Переложил для священника Покровской церкви 9-ю песнь 1-го гласа Ирмология. Приходил Кампе - нельзя взять моего крестника Шредера - ему только 11 лет.

    5 августа

    Продолжал переложение.

    6 августа

    Д. В. Разумовский, который принес мне статью В. В. Стасова о демественности272 весьма замечательную и от меня взял мою гармонизацию 9-й песни 1-го гласа Ирмология.

    9 августа

    Отправил к священнику Покрова в Левшине 9-ю песнь 1-го гласа Ирмология, списанную Соловьевым. То же к Димитрию Васильевичу Разумовскому.

    19 августа

    После обеда Д. В. Разумовский, который принес мне свой ответ Музыкальному Обществу в Константинополе, обещал ему перевести к воскресенью.

    23 августа

    Перевел для Разумовского на французский его благодарственное письмо в Константинопольское Общество. После обеда работали с Разумовским над историей греческих крюков, которые запутаннее наших.

    26 августа

    У Лебедева, к коему приехала жена, - толковал музыкальную азбуку его племяннице.

    5 сентября

    Переехал в дом Волконского273.

    Потом [после обеда] Д. В. Разумовский, отыскавший, кажется нотную азбуку Головни274.

    17 сентября

    Сегодня 38 лет нашего супружества с женою.

    20 сентября

    Пановский275 и Рубинштейн с проектом завести методу Шеве в здешней консерватории и показать ее будущему учителю276.

    21 сентября

    Все еще болен. Была у меня Александра Андреевна Колюбакина277 послушать моего органа, который, к сожалению, не в порядке.

    26 сентября

    Рубинштейн и Альбрехт278, который будущий учитель в Музыкальном Обществе по методе Шеве; сообщил ему некоторые приемы (особенно по делению нот) и дал ему мои таблицы.

    5 октября

    Кампе, - с которым толковал о возможности улучшения в клавиатуре моего энгармонического фортепьяно - и о возможности аэрофона [призвука] - посредством трения о струны замшевой системы.

    Дневник В. Ф. Одоевского. Хроника музыкальных событий 1864 год

    6 октября

    Записка ко мне и билет от г-жи Рехт279.

    У Кампе, который предлагает мне взять его новое прекрасное фортепьяно с прибавкою от меня 50 рублей, но мне не хочется, чтобы он воспользовался только такою безделицею.

    лад. Говорил с Неклюдовым280 об Эсфири281 - не ладится.

    10 октября

    Альбрехт - продиктовал ему первый урок для преподавания по методе Шеве.

    Читал Тиндаля282.

    11 октября

    На первом уроке по методе Шеве у Рубинштейна - пишу о нем статью283.

    13 октября

    Диктовал Семенову статью о классе пения в Музыкальном Обществе по методе Шеве.

    15 октября

    Окончил диктовку статьи о методе Шеве в Музыкальном Обществе.

    17 октября

    Продиктовал Альбрехту второй урок для школы по методе Шеве, - для учеников, как должна быть диктовка, сто книжек и 4 дюжины карандашей.

    20 октября

    Работал над математическим изъяснением гласов. Применил к гласам - функциональные ряды.

    21 октября

    Продиктовал первую половину статьи об Юдифи284.

    23 октября

    Евреинова285286, Княгиня Щербатова (кузина) - Княгиня Урусова-Уварова, Юлия Федоровна287, которая пела, как никогда - даже Димитрий Васильевич Разумовский пришел в восхищение.

    24 октября

    На 1-м вечере Музыкального Общества.

    25 октября

    В классе хорового пения Музыкального Общества. Пересматривал продиктованные Альбрехту мною уроки простого пения.

    26 октября

    Окончил диктовку статьи об Юдифи, - а Соболевский подсмеивается: "как неблагоприлично сенатору писать о музыке", - действительно у нас так.

    30 октября

    В редакции Русских Ведомостей, отдал мою статью о Бесплатной школе Музыкального Общества.

    31 октября

    На вечере Музыкального Общества. Зовут меня завтра на обед его новоселья.

    1 ноября

    На новоселье Музыкального Общества288 - у Рубинштейна шампанское и спичи. Рубинштейн в своем спиче скромничал слишком, - я отвечал, что надобно с него посбить скромность, - и рассказывал легенду про старца на острове, который, не выучившись молитве у Архиерея, - погнался за ним по воде, - ибо в нем была сила, которая далась без материальной поддержки.

    2 ноября

    У Неклюдова, чтобы поговорить о Николае Рубинштейне и о Юдифи Серова289.

    3 ноября

    Писал к Великой Княгине о Рубинштейне по случаю мысли о назначении его капельмейстером в Московском театре290.

    6 ноября

    Д. В. Разумовский принес мне статью об нотной азбуке.

    7 ноября

    Альбрехт - продиктовал ему урок о полутонах. Островский и Тарновский - с проектом Устава "Артистического Собрания"291.

    8 ноября

    Отправил в Музыкальное Общество к Альбрехту мой монохорд и несколько примеров для упражнений.

    11 ноября

    Просматривал корректуру моей статьи о классе хорового пения в Музыкальном Обществе - и отправил к Аксакову.

    14 ноября

    Тарновский, которому я передал мои замечания на проект Устава Художественного Кружка. На музыкальном вечере Музыкального Общества, пела Иванова (покровительствуемая Великой Княгиней) Voi che sapete - с большим успехом - 3 раза вызывали - Sommernachtstraum!292

    15 ноября

    Обедал Димитрий Васильевич Разумовский и дочитал свою статью о нашей музыкальной церковной азбуке.

    21 ноября

    Альбрехт - (которому дал канон 5553465 - en accords parfaits {чистыми трезвучиями (франц.).}).

    Во время обеда Димитрий Васильевич Разумовский - дал ему новое издание Куссемакера - продолжение Герберта293.

    23 ноября

    Тарновский об Уставе их кружка - я передал слышанное мною от Офросимова и Крейца294.

    Написал разом фугу для одной скрипки.

    24 ноября

    Просмотрел проект устава Художественного Кружка295 - кое-что исправил, - надобно бы переделать весь, - не хотят заняться этим господа учредители, - а мне не выбрать двух-трех часов сряду, необходимых для этой работы.

    25 ноября

    Отправил к Рубинштейну проект Устава Кружка с моими замечаниями. Рубинштейн - настаивающий, чтобы я - в воскресенье ехал с Уставом к Офросимову.

    28 ноября

    Речь шла, чтобы поручить Серову кафедру истории музыки в Москве, - но это, как они говорят, был бы совершенный разрыв между обоими обществами296.

    Я предложил мысль "Временного наказа от Великой Княгини". Князь Николай Петрович Трубецкой с Уставом Музыкального Общества.

    29 ноября

    У Генерал-губернатора с Тарновским - отвозили проект Устава Артистического Кружка.

    В заседании Общества Древнего Искусства предложил о вырезке пунсонов для крюков. Взял у Буслаева статью о занятиях Общества - где эти господа о древнем песнопении совсем забыли297.

    2 декабря

    Обедали у нас: Екатерина Александровна Свербеева, Ольга Ивановна Тимирязева, Граф Сухтелен298, Рубинштейн Николай, Жемчужников.

    12 декабря

    299.

    В концерте Музыкального Общества - Suite de S. Bach in H - точно ходишь по галерее, наполненной Гольбейнами или Дюрерами - в первый раз слышал в оркестре Струензее.

    Возвратил Буслаеву (Федору Ивановичу, Статскому Советнику) статью об Обществе древнего искусства с моими вставками о музыке.

    13 декабря

    Дожидался напрасно Боброва, которому дал переписать обедню Потулова.

    19 декабря

    Рубинштейн из Петербурга, рассказывал, что Граф Борх сделал препятствие общедоступному концерту - по какому случаю Рубинштейн ездил в Петербург.

    20 декабря

    На концерте Радонежского и в Бесплатном классе хорового пения Музыкального Общества.

    21 декабря

    Продиктовал проект инструкции от Великой Княгини для Русского Музыкального Общества в Москве.

    22 декабря

    Дома у меня обедали Рубинштейн и Жемчужников - Рубинштейн болен от всех тревог - передал ему проект инструкции для Русского Музыкального Общества в Москве и читали ее вместе.

    23 декабря

    Выхлопотал у Соболевского там-там для Общедоступного концерта Музыкального Общества.

    24 декабря

    Князь Николай Петрович Трубецкой, - который привез мне чистую копию с инструкции Русского Музыкального Общества.

    25 декабря

    Телеграмма от Великой Княгини привезти Лавровскую300.

    26 декабря

    301 с женою и Машею Враской302. Успех полный - и там-там Соболевского отмечен к удовольствию публики. Когда в конце увертюры Рубинштейна (Антона) послышалось Боже Царя храни - вся публика сама собою спела гимн и встала.

    27 декабря

    В Общедоступном концерте303 с Машей Враской. Опять успех. Затем обед у Князя Н. П. Трубецкого, отправили телеграмму к Великой Княгине. В обоих концертах было 16 тысяч человек, не считая оркестра и певчих - в том числе 9 тысяч мест по четвертаку.

    В моем спиче за обедом у Князя Николая Петровича Трубецкого я предложил тост за единение и любовь всех отделов Русского Музыкального Общества - Петербургского, Московского и Харьковского (уполномоченный от сего последнего, брат Николая [Александр] - Харьковский предводитель - был за обедом; в Харькове до 200 человек).

    В другом спиче, распространившись о значении факта: присутствие 9 тысяч четвертаков для слушания Генделя и проч., я сказал, что эти 9 тысяч четвертаков дороже 9 тысяч червонцев, - и предложил тост за здравие и преуспевание 9 тысяч четвертаков.

    Хор из Рогнеды Серова произвел большое действие - славная вещь - набросана широкой кистью; кричали bis - но сегодня, как вчера (по поводу Лядова), биса не было, ибо боялись, что стемнеет и музыканты не будут разбирать писаных нот.

    Общество очень боялось, что вдруг придет телеграмма, запрещающая концерт.

    Между тем, оно выхлопотало себе право на концерт в манеже же - в присутствии принцессы Дагмар.

    Лавровская расстроила все мои предположения - вечер откладывать нельзя - мать переменила квартиру - и только сегодня я узнал, что они у Шипова на Лубянке304.

    28 декабря

    Потулов - проработал весь вечер над характеристикой гласов - мои указания сошлись с его практикой.

    29 декабря

    У Лавровской - голос чистый от sol1 3 - слух верный - наука не конченная - Шипов дает матери и дочери квартиру и платит Фенци [Фензи] по 50 рублей в месяц за обучение Елизаветы. Писал обо всем этом к княжне Львовой. Обедал у Марии Васильевны Шиловской - дети ее играли Каменного Гостя Пушкина, меньший представлял Лауру - и пел точно, как мать.

    Примечания

    203. Штарк Ингеборг (1840-1913) - пианистка и композитор, ученица петербургского пианиста и педагога Н. С. Мартынова, позднее совершенствовалась у Листа. В статье "Концерт Русского музыкального общества в пользу учреждаемого Обществом музыкального училища..." Одоевский пишет: "... В Петербург возвратилась, на время, наша знаменитая фортепианистка Ингеборг Штарк, ныне г-жа Бронзарт, которая родилась и образовалась в России, выросла на наших глазах и теперь принадлежит к числу первых музыкальных художниц в Европе" (Бернандт, 251).

    204. В бумагах Одоевского сохранился отрывок статьи под названием "18-е представление Юдифи, оперы А. Н. Серова (отрывок из письма в Москву)" (РНБ, ф. 539, переплет 93, л. 334). См. комментарий ниже.

    205. Бьянки Валентина (1839-1884) - оперная певица, первая исполнительница роли Юдифи в опере Серова, пела в Петербурге в 1862-1865, в Москве - до 1867.

    206. В годы общения с Одоевским И. С. Тургенев создал романы "Дворянское гнездо" (1859), "Накануне" (1860), "Отцы и дети" (1862). В 1868 Одоевский вступил в прямую публичную полемику с любимым им писателем, ответив своим эссе "Недовольно!" на известный текст Тургенева, озаглавленный "Довольно!" и выражающий разочарование в жизни.

    207. Речь идет о пении сделанных Ломакиным переложений традиционных роспевов: об их совместных с Одоевским опытах Ломакин рассказывает в "Автобиографических записках".

    208. Прохорова (в замужестве Маурелли) Ксения Алексеевна (1836-1902) - певица (лирическое сопрано) и педагог, в 1863-1866 солистка Мариинского театра.

    209. Ниссен-Саломан Генриетта (1819-1879) - выдающаяся певица (сопрано) и педагог. С 1860 жила в Петербурге, преподавала в классах РМО и в Петербургской консерватории.

    210. Александр Адрианович Васс был преподавателем пения в женских институтах (Мариинском и Павловском), находившихся под покровительством великой княгини Елены Павловны.

    Одоевский принимал активное участие в работе Васса. В Дневнике он отмечает: "Васс - от него на экзаменах в М[ихайловском дворце] - требовал, чтобы ученицы читали все ключи!.. Васс просил прислать ему тетрадку и литографические оттиски урока Альбрехта". В музейном фонде Одоевского находятся упомянутые оттиски (ф. 73, No 446/1), а также автограф вступительной статьи к цифровому руководству Альбрехта (No 447).

    211. Милютин Николай Александрович (1818-1872) - министр внутренних дел. Подробнее о нем см. в разделе "Дело о церковном пении".

    212. Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) - историк, юрист, философ; в 1861-1868 профессор Московского университета, позже, в 1882-1883 московский городской голова.

    213. Упоминаемое письмо опубликовано - Бернандт, 521. В нем идет речь о самых разных вещах: о методах преподавания музыки, о системе Шеве, о необходимости изучения акустической и математической основ музыкального искусства. Содержание письма не имеет непосредственной связи с высказыванием о "нигилистском болоте", и слова Одоевского, возможно, следует толковать в том смысле, что он находил необходимым для молодой женщины заняться самообразованием, расширением кругозора; отрицание культуры, в чем бы оно ни выражалось, Одоевский считал одним из главных проявлений нигилизма.

    214. Славянский М. Е. - композитор, автор обработок народных песен.

    215. Бахметев Николай Иванович (1807-1891) - в 1861-1883 директор Придворной певческой капеллы. О его отношениях с Одоевским см. в разделе "Дело о церковном пении".

    216. Вельяминов-Зернов - не удалось выяснить, о ком идет речь.

    217. Заремба Николай Иванович (1821-1879) - музыкальный теоретик и композитор, профессор, в 1867-1872 директор Петербургской консерватории.

    218. Петерсен Павел Леонтьевич (1831-1895) - пианист, совладелец фортепианной фирмы "Беккер", член дирекции Петербургского отделения РМО.

    220. Речь идет о статье Одоевского "Заметка о пении в приходских церквах", напечатанной в газете "День" (1864, No 4).

    221. Речь идет о первом исполнении переложений Потулова в церкви Георгия на Всполье. Обедня в переложении Потулова была также исполнена в Большом Успенском соборе (см. запись от 25 февраля 1864). Об этом переложении Одоевский писал в статьях "Заметки о пении в приходских церквах" и " К вопросу о древнем русском песнопении".

    222. Имеется в виду св. митрополит Московский Филарет (Василий Михайлович Дроздов) (1783-1867) (подробнее см. в разделе "Дело о церковном пении").

    223. Имеется в виду статья П. А. Бессонова "Судьба нотных певческих книг. Одна из ветвей истории московского печатного дела", опубликованная в журнале "Православное обозрение" (1864, No 5, 6). Статья помечена 26 января 1864.

    224. О константинопольском музыкальном обществе см. в комментариях к переписке Одоевского и Разумовского.

    225. Программа спектакля состояла из произведений принца Ольденбургского: "Сцены из оперы Катерина фон Гейльброн" и кантата "Поэзия и музыка".

    226. Толстой Феофил Матвеевич (1809-1881) - композитор и музыкальный критик, писавший под псевдонимом "Ростислав".

    227. Майков Аполлон Николаевич (1821-1897) - поэт, член-корреспондент петербургской Академии наук.

    228. Корш Евгений Федорович (1810-1897) - литератор, в прошлом редактор газеты "Московские новости" и журнала "Атеней", библиотекарь Румянцевского музея.

    229. Программа 8-го симфонического собрания РМО включала Серенаду для оркестра Брамса, Фортепианный концерт Шумана, отрывки из оперы "Иосиф" Мегюля и симфонию Es dur Моцарта.

    230. Энгармоническое фортепиано представляло собой клавишный инструмент, в котором "совершенно устранена темперация звуков и диез и бемоль двух соседних звуков получили свои отдельные клавиши" ("Русская духовная музыка..." Т. III. С. 47). Диезные и бемольные клавиши были разного цвета: красные и черные. Изобретение относится к текущему году, почему Одоевский и собирался "крестить" этого "новорожденного младенца" (см. запись от 18 февраля).

    231. По-видимому, речь идет о введении нового устава РМО.

    232. Имеются в виду сочинения Турчанинова Петра Ивановича (1779-1856) - протоиерея, духовного композитора.

    233. Воротников Павел Максимович (1810-1876) - учитель пения, регент, композитор; член Общества древнерусского искусства (подробнее о нем см.: "Русская духовная музыка...". Т. III. С. 137 и далее).

    234. Общество любителей церковного пения было образовано в Москве полутора десятилетиями позже, из окружения Одоевского в него вошли В. Н. Кашперов и Д. В. Разумовский (последний, впрочем, довольно скоро покинул ОЛЦП из-за разногласия в подходах к церковному пению; см. раздел "Общество любителей церковного пения" в: "Русская духовная музыка..." Т. III).

    235. Имеется в виду рукопись, ныне хранящаяся в собрании Одоевского в РГБ под No 17 - Ирмологий двузнаменный последней трети XVII века, на котором имеется запись о приобретении рукописи у А. Е. Сорокина 22 января 1866.

    236. В дневнике Одоевского рядом с этой записью наклеен пригласительный билет: "Станок Петра Великого приветствует К. В. Ф. Одоевского с исполнившимся трехсотлетием московского книгопечатания. 1 марта 1864 г., в час пополудни".

    237. Савва (Иван Михайлович Тихомиров) (1819-1896) - архимандрит, синодальный ризничий, в тот период викарий Московской епархии.

    238. Горский Александр Васильевич (1812-1875) - протоиерей, ректор Московской духовной академии, духовный писатель и историк.

    "Православное обозрение" под названием "О происхождении русского церковного пения" (1866, No 9-11).

    240. Лешетицкая (у Одоевского - Лечетицкая; урожденная Фридебург) Анна Карловна (1829-1903) - камерная певица (контральто) и педагог, первая жена пианиста и фортепианного педагога Т. Лешетицкого. С детских лет проявила яркие музыкальные способности и обратила на себя внимание великой княгини Елены Павловны, которая взяла ее в семилетнем возрасте на воспитание. Выступала в оперных спектаклях с итальянскими певцами Д. Марио, Э. Тамберликом, Л. Лаблашем, П. Виардо. Неоднократно музицировала с А. Г. Рубинштейном, много концертировала в России и за границей вместе с мужем. Принимала деятельное участие в создании РМО и часто (до 1863) выступала в его симфонических концертах.

    241. Фробергер (Froberger) Иоганн Якоб (1616-1667) - немецкий композитор, органист, один из выдающихся предшественников И. С. Баха.

    Кирхер (Kircher) Афанасий (1602-1680) - иезуит, профессор естественных наук при Вюрцбургском университете. Из сочинений, относящихся к музыке, наиболее известны: "Musurgia universalis sive ars magna consoni et dissoni", "Phonurgia nova, sive conjugium mechanico-physicum artis et naturae, etc.".

    242. Статья "К вопросу о древнерусском песнопении" опубликована в газете "День", No 17 за подписью "К. В. О.".

    243. Тромонин Корнелий Яковлевич - литограф, автор известного указателя водяных бумажных знаков.

    244. В рукописи Одоевского ошибка: Прасковья Михайловна Голынская.

    245. Имеется в виду Венявский Генрик (1835-1880) - польский скрипач, педагог и композитор. В 1869-1872 жил в России, был придворным солистом, в 1862-1868 - профессором Петербургской консерватории.

    246. Концерт Генрика Венявского состоялся во вторник 17 марта в Большом театре с участием И. Оноре, Ф. Комиссаржевского, А. Лешетицкой.

    Программа 10-го симфонического собрания РМО включала: увертюру "Мелузина" Мендельсона, арию из оперы "Дон Жуан" Моцарта, Второй концерт для виолончели с оркестром К. Давыдова (солист - автор), арию из оперы "Фауст" Гуно, Пятый концерт для скрипки с оркестром Вьётана, романсы Балакирева, Дессауера и А. Г. Рубинштейна, Седьмую и Восьмую симфонии Бетховена.

    247. Вероятно, родственник Розена Георгия (Егора) Федоровича, барона (1800-1860) - поэта и драматурга, автора либретто оперы "Жизнь за царя".

    248. Программа концерта Н. Г. Рубинштейна включала: увертюру к опере "Весталка" Спонтини, Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена (Рубинштейн, Кламрот, Эзер), "Колыбельную" Глинки (Оноре), Ноктюрн Фильда, Скерцо А. Г. Рубинштейна, Балладу Шопена (Н. Г. Рубинштейн), хоры из 3-й части оратории "Времена года" Гайдна, "Венгерскую рапсодию" Листа (Н. Г. Рубинштейн), Симфонию Фолькмана.

    249. Отставной поручик, композитор-дилетант А. В. Лазарев ("абиссинский маэстро") давал в Москве два концерта в пользу "бедствующих под игом турецким восточных православных церквей". В концерте должны были быть отражены "четыре элемента музыки: германской, итальянской, халдейской и славянской с участием пианиста А. Лешетицкого для всех фортепианных партий".

    В бумагах Одоевского сохранился небольшой отрывок письма или статьи о Лазареве, где говорится, что еще задолго до объявления концерта в магазинах появились портреты Лазарева, "под портретом находилось facsimile почерка сочинителя, как под портретом Листа, только с той разницею, что в facsimile г-на Лазарева, состоящем из двух музыкальных строчек, знатоки заметили музыкально-грамматические ошибки"...

    Можно заметить, что Лазарев не впервые предпринимал подобную "акцию": в 1855 он объявил в Москве концерт в пользу святых мест Палестины и бедствующей на Востоке Христианской церкви, который, однако, был запрещен митрополитом Филаретом ввиду его программы: "... сотворение мира и страшный суд, требующие благоговейного размышления, унижаются и оскорбляются, когда обращаются в игралище музыканта для забавы слушателей" (Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды. Письма. Воспоминания. М., 2003. С. 579).

    250. В понедельник, 23 марта в зале Благородного собрания состоялся концерт Лешетицкой с участием Г. Венявского, Ф. Коммиссаржевского и Н. Г. Рубинштейна.

    251. Шуман (урожденная Вик) Клара (1819-1896) - пианистка и композитор, концертировала в России дважды: в 1844 (приезжала вместе с Р. Шуманом) и в 1864. Следует отметить, что Одоевский обошел полным молчанием ее выступления в Москве, не отозвавшись на них ни в печати, ни в Дневнике (за исключением упоминаний чисто регистрационного порядка).

    252. Эни - Анна Карловна Лешетицкая.

    "Московских ведомостей" от 25 марта (No 68) было помещено письмо Венявского о том, что он вынужден отменить свой концерт, назначенный на 26 марта в Большом театре, так как привык играть с оркестром лишь под управлением Н. Г. Рубинштейна, а на этот раз управляющий московской конторой императорских театров Л. Ф. Львов не дал разрешения Рубинштейну дирижировать театральным оркестром. Запрет казался тем более странным, что незадолго перед тем Рубинштейн выступал как дирижер в концерте, данном дирекцией императорских театров.

    254. Кинд - вероятно, лицо из ближайшего окружения великой княгини Елены Павловны.

    255. По отчету Московского отделения РМО за 1864-1865 Юхновская числилась ученицей музыкальных классов по классу Осберга (пение), стипендиаткой РМО.

    256. Пастор И. Юнг, "делегат нью-йоркской конвокации" (американской епископальной церкви) не первый раз посещал Россию. Он появился в Москве в 1864 с окружными грамотами от некоторых епископов американских к епископам Восточной церкви, где выражалось желание мира и союза и предлагалось присылать в Россию юношей, способных изучить русский язык и переводить на английский все, что "лучшим образом могло бы ознакомить их с Православием". Пастор был принят митрополитом Филаретом и имел с ним ученую беседу о догматах. Юнг сообщил также, что катехизис митрополита Филарета производит в США очень сильное впечатление (Митрополит Филарет (Дроздов). Цит. изд. С. 832-835). Во время второго визита пастора в Россию в 1864 переговоры были продолжены.

    257. Об иеромонахе Палладии см. в разделе "Разные письма"; по-видимому, ему дали часть денег, собранных по подписке для исполнения в храмах переложений Потулова.

    "К вопросу о древнерусском песнопении".

    259. Урусов Сергей Николаевич, князь (1816-1883) - сенатор, товарищ обер-прокурора Св. Синода (с 1864), государственный секретарь (1865-1867).

    260. Имеется в виду либо Леон Оноре - пианист, либо его жена Ирина Ивановна Оноре (Онноре; урожденная Пилсудская) - певица (контральто) (1838-?), которая в 1862-1873 выступала на сцене Большого театра в Москве.

    261. Имеется в виду виолончель Карла Давыдова работы Антонио Страдивари. Эта виолончель была подарена ему Матвеем Юрьевичем Виельгорским (1794-1866) - крупнейшим из предшественников Давыдова в русском виолончельном искусстве. Одна из современниц так описывала это событие: "Мне довелось присутствовать, когда граф Матвей Юрьевич передал свой знаменитый виолончель, будучи уже преклонных лет, известному виолончелисту Давыдову как русскому артисту, сказав при этом следующие слова: "Не нахожу никого достойнее получить мой Страдивариус, кроме вас!" Вся зала Дворянского собрания задрожала от аплодисментов, когда маститый старик, взойдя на эстраду, перед всей публикой вручил свой инструмент молодому концертанту, удостоившемуся своим талантом столь драгоценного дара" (Фредерике М. П. Из воспоминаний // Гинзбург Л. К. Ю. Давыдов. М., 1950. С. 16).

    262. Статья "К вопросу о древнерусском песнопении" напечатана в газете "День" (1864, No 17).

    "принцесса Нейвидская", которую не удалось отождествить ни с кем, и "Елизавета Павловна". Что касается последней, то, если предположить, что имеется в виду великая княгиня, то дам с таким именем в данную эпоху нет, но возможно, что имеется в виду Екатерина Михайловна, дочь Елены Павловны: ошибка в отчестве может оказаться просто опиской, ошибка в имени вызвана тем, что у Елены Павловны была и дочь Елизавета, к этому времени однако уже скончавшаяся. Екатерина Михайловна была замужем за герцогом Георгом-Августом Мекленбург-Стрелицким.

    264. Михайловский Петр Филиппович (1838/39-1881) - помощник регента Синодального хора.

    265. "Примирительный акт" - возможно, документ, связанный с разделом наследства, который касался жены Маслова, урожденной княжны Одоевской.

    266. Колюбакин Николай Петрович (1810-1868) - сенатор 7-го департамента, писатель-историк.

    267. Имеется в виду статья Разумовского "Об основных началах богослужебного пения православной Грекороссийской церкви", впоследствии опубликованная в сборнике Общества древнерусского искусства (1866).

    269. Одоевский сделал переложение этого хорала для фортепиано и органа (ГЦММК, ф. 73, No 651/10); в архиве имеются также наброски к сочинению для органа на тему фуги Баха ("Fugue de Seb. Bach") e moll (ф. 73, No 657/15).

    270. Имеется в виду Всеволожский Александр Всеволодович (1794-1864) - камергер, музыкант-любитель.

    271. Упоминаемая работа А. В. Горского называется "Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по рукописным и печатным источникам" (М., 1841); в книге имеются приложения, составленные архимандритом Леонидом (Кавелиным).

    272. Стасов Владимир Васильевич (1824-1906) - музыкальный и художественный критик, историк искусства, археолог; в тот период занимался изучением древнерусского церковного пения.

    "Заметки о демественном и троестрочном пении" (опубликована в Известиях Императорского Русского Археологического общества. Т. 5. Вып. 4. СПб., 1864) была представлена в Общество древнерусского искусства и на заседании 17 октября передана на отзыв Одоевскому. На заседании 9 января 1866 было оглашено мнение Одоевского, подчеркивавшего большое значение этой статьи. В записи от 6 августа говорится, по-видимому, о предварительном знакомстве с работой Стасова.

    273. То есть на Смоленский бульвар, на зимнюю квартиру.

    274. Гавриилу Головне, придворному певчему XVIII века, автору нотной азбуки, печатавшейся в составе Сокращенного (Учебного) Обихода, уделяется внимание, в частности, в статье П. А. Бессонова "Судьба нотных певческих книг", а также в исследовании Д. В. Разумовского "Церковно-русское пение" (см.: "Русская духовная музыка...". Т. III. С. 116 и далее).

    275. Пановский Николай Михайлович (1797-1872) - журналист, сотрудник газеты "Московские ведомости".

    276. Проект Н. Г. Рубинштейна осуществился: с сезона 1864/65 в РМО открылся бесплатный класс хорового пения по методе Шеве. Преподавателем его стал К. К. Альбрехт. Как видно из последующих записей, Одоевский знакомил Альбрехта с системой Шеве.

    278. Альбрехт Карл (Константин) Карлович (1836-1893) - виолончелист, композитор, инспектор Московской консерватории и преподаватель элементарной теории и хорового пения; один из основателей Русского хорового общества (1878), ближайший помощник Н. Г. Рубинштейна по руководству Московской консерваторией, друг П. И. Чайковского.

    279. Рехт Элиза - оперная певица (контральто). Родилась в Будапеште, дебютировала в родном городе в 16 лет, затем пела в Германии. С 1863 - артистка Большого театра в Москве.

    280. Неклюдов Василий Сергеевич (1818-1880) - камергер, действительный статский советник, сотрудник "Русского вестника" по политическим вопросам, управляющий императорских московских театров (1864-1866).

    281. "Эсфирь" - имеется в виду "Юдифь" Серова.

    "Звук" ("Sound") был издан в русском переводе.

    283. Статья "Бесплатный класс простого хорового пения Русского музыкального общества в Москве" опубликована в газете "День" (1864, No 46).

    284. Вероятно, имеется в виду статья "Услышим ли мы оперу Юдифь в Москве", которая не была в свое время опубликована (см.: Бернандт, 286).

    285. Евреинова Е. П. - мать либо Евреинова Н. М. - дочь.

    286. Ховен Христофор Христофорович фон дер, барон (1795-1890) - генерал от инфантерии, сенатор в одном из департаментов вместе с Одоевским.

    288. До сезона 1864/65 музыкальные классы РМО не имели собственного помещения. Занятия проходили на квартирах преподавателей. В 1864 был нанят дом Воейковой на Моховой, впоследствии перешедший Румянцевскому музею. Вероятно, это новоселье и праздновалось у Рубинштейна.

    289. Находясь осенью 1864 за границей, Серов хлопотал о постановке "Юдифи" в Москве. Он писал Одоевскому, что от этой постановки зависит его возвращение домой (см.: Из переписки кн. В. Ф. Одоевского // Музыкальная старина. Вып. IV. СПб., 1907. С. 118-141). По мере возможности Одоевский пытался содействовать постановке путем разговоров с Л. Ф. Львовым и B. C. Неклюдовым, но безуспешно. Постановка "Юдифи" в Москве состоялась лишь 15 сентября 1865.

    290. Мысль о назначении Н. Г. Рубинштейна капельмейстером Большого театра возникла за некоторое время до того, как появилась эта запись в Дневнике Одоевского. Бедственное положение русской оперы давно обращало на себя внимание; об этом неоднократно поднимался разговор в печати, и все единодушно указывали на Николая Рубинштейна как на единственного человека, способного занять пост руководителя русской оперы вместо Шрамека. В 1864 в это дело вмешался Одоевский. Его письмо к великой княгине является одной из попыток достижения поставленной цели (письмо опубликовано: Бернандт, 526).

    291. Речь идет об Артистическом кружке. Одоевский принимал участие в его организации, главным образом в выработке устава, который был подписан им, Н. Г. Рубинштейном и К. А. Тарновским.

    "Свадьба Фигаро" "Voi che sapete" (Лаборд), Концерт для фортепиано g moll Юзефа Венявского (солист - автор), "Сон в летнюю ночь" Мендельсона. Следует отметить расхождение между записью Одоевского и отчетом РМО: Одоевский называет исполнительницу Иванову, в отчете указана Лаборд.

    293. Герберт (Gerbert von Gornau) Мартин (1720-1793) и Куссемакер (Coussemaker) Шарль Эдмон Анри (1805-1876) - исследователи западноевропейской средневековой музыки. Герберт начал издание "Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum" (1784, 3 тома), которое было продолжено Куссемакером под названием "Scriptores de musica mediaevi" (1864-1876, 4 тома).

    294. Офросимов Михаил Александрович (1797-1868) - генерал от инфантерии, в 1864-1866 московский генерал-губернатор, член Государственного совета.

    Крейц Генрих Киприянович, граф - московский обер-полицмейстер.

    295. Имеется в виду Артистический кружок.

    отношении к Обществу. Его "война" с петербургской дирекцией длилась довольно долго и, проходя различные стадии, закончилась лишь к 1870 году, когда он был выбран председателем комитета для обсуждения программ симфонических концертов.

    Весной 1865-го Серов был избран почетным членом Московского отделения, но еще до того вставал вопрос о его приглашении в Москву для ведения кафедры истории музыки. "Предложение сделаться преподавателем теории музыки в Москве, - пишет Кашкин, - было им принято, и я даже ездил летом 1865 г. в Петербург со специальным поручением договориться с ним в качестве его будущего сотрудника относительно системы преподавания. <...> Приезд А. Н. Серова в Москву замедлялся сначала постановкой его Рогнеды в Петербурге, а потом колоссальный успех оперы окончательно приковал его там и он отказался от профессорства в будущей московской консерватории. Тогда был приглашен никому неведомый, только что еще окончивший курс в Петербурге П. И. Чайковский" (Кашкин Н. Д. Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне // Московские ведомости. 1899. No 43).

    297. 29 июня 1864 на заседании Общества древнерусского искусства Одоевский внес некоторые дополнения в записку Буслаева о целях и значении Общества. Записка с дополнениями Одоевского была опубликована в газете "Современная летопись" (1865, No 1) и затем в Вестнике Общества (1874, No 4/5; см.: "Русская духовная музыка...". Т. III. С. 102 и далее).

    298. В фонде Одоевского в ГЦММК (ед. хр. 624) есть сочинение (ария для сопрано, хора и оркестра) написанное Еленой Сухтелен, возможно, супругой финляндского губернатора графа Сухтелена.

    299. Программа 5-го симфонического собрания РМО включала оркестровую сюиту D dur И. С. Баха, Концерт для фортепиано h moll, op. 22 Литольфа (Доор), увертюру и антракты к трагедии "Струензее" Мейербера.

    ее на казенный счет в Московский Елизаветинский институт, где она обучалась музыке у итальянского педагога Фензи. В 1865 поступила в Петербургскую консерваторию в класс Ниссен-Саломан. В 1867 дебютировала в Мариинском театре в партии Вани в "Жизни за царя"; по окончании консерватории (1868) была зачислена в труппу театра, где пела до 1872.

    301. Программа 1-го общедоступного концерта РМО: Пятая симфония Бетховена, хор Марчелло, "Венгерская фантазия" для фортепиано с оркестром Листа (Н. Г. Рубинштейн), Фантазия для хора и оркестра на русскую песню "Возле речки, возле моста" К. Н. Лядова, Торжественная увертюра, посвященная императору Александру II А. Г. Рубинштейна.

    302. Врасская (Враская) Мария Борисовна - дочь Врасского Бориса Александровича, родственника Одоевского по жене; см. коммент. 156.

    303. Программа 2-го общедоступного концерта РМО: Третья симфония Мендельсона, заключительный хор из оратории "Самсон" Генделя, "Венгерская фантазия" для фортепиано с оркестром Листа, хор из "Рогнеды" (пир в княжеской гриднице) Серова, Торжественная увертюра, посвященная императору Александру II, А. Г. Рубинштейна.

    304. Рядом с записями о Лавровской в Дневник Одоевского вклеена записка рукой Одоевского:

    "Лавровская Прасковья Васильевна, вдова титулярного советника, служившего в 4-м Округе Путей сообщения. Дочь певица - Елизавета Андреевна - 19 лет (восп[итывалась] на экон[?]). 2-я дочь Марья 16 лет в Елизаветинском Институте (на Гороховом поле) пенсионеркой гр. Шереметева. Два сына - помещены.

    Николай Павлович Шипов (Преображенского полка) дал им у себя помещение для матери и дочери и хочет везти в чужие края".

    Раздел сайта: