• Приглашаем посетить наш сайт
    Соловьев (solovyev.lit-info.ru)
  • Дневник В. Ф. Одоевского. Хроника музыкальных событий
    1866 год

    1866

    1 января

    Написал коротенькое письмо к Головнину в ответ на его предложение написать статью об учебниках Ломакина и Вильбоа и послал с Матюшкиным по 10 моих музыкальных брошюр. Начал переписывать мое большое письмо к Головнину.

    2 января

    Князь Николай Петрович Трубецкой и Ланин показали мне телеграмму от Великой Княгини Елены Павловны об утверждении консерватории в Москве.

    5 января

    Обедали у меня: Ольга Ивановна, Николай Рубинштейн, Альбрехт, Потулов - пили за здоровье Великой Княгини Елены Павловны по поводу утверждения Консерватории в Москве.

    7 января

    Кн. Николай Петрович Трубецкой (который звал обедать в воскресенье после общедоступного концерта).

    8 января

    Иванов, преподающий в Университете, занимающийся греческими невмами364, показал ему кое-что и отправил к Д. В. Разумовскому.

    9 января

    На свадьбе Константина Петровича Победоносцева с Екатериной Энгельгардт365 - в домашней церкви Шипова на Лубянке. Оттого не попал в заседание Общества Древнего Искусства - хотя хотел представить записку Орла и большие крюки, ни в общедоступный концерт Музыкального Общества, ни на обед у Масловых, ни у Кн. Николая Петровича Трубецкого, к которому писал извинительное письмо.

    Московские слухи: Бахметев был здесь и неоднократно жаловался [митрополиту] Филарету, что против него, Бахметева, составлен заговор, что я (!) интригую против него и изобрел Комиссию (Вышеназначенную) - и потом уверил, что его Филарет совершенно понял и что он уезжает совершенно спокойный. На здоровье!

    10 января

    Во время обеда Д. В. Разумовский - показал ему крюки, полученные от Орла.

    13 января

    командируемому чиновнику.

    14 января

    Был у Буслаева, чтобы объясниться о заметке Орла - и об корректурах статьи Разумовского. Требуют сильно моей статьи. Вечером: Потулова, которая мне принесла работу мужа над Кругом простого пения. Разумовский.

    15января

    В концерте Музыкального Общества. Кочетова пела Erlkonig ["Лесной царь" Шуберта]. Кочетову через брата звал завтра обедать. Альбрехт должен у меня быть в понедельник.

    16 января

    Работал над Кругом простого пения366.

    17 января

    Не поехал в Сенат и занялся приготовлением к Комиссии, ибо не могу еще найти моих разных работ по этому предмету. Так я забыл о его существовании по милости Сената. Писал к Головнину о желании моем съездить к Филарету - и послал [письмо?]. Писал к Эдитте Федоровне о Кочетовой. Диктовал окончание Музыкальной азбуки.

    18 января

    Почти окончил Музыкальную азбуку, хотя мешали. Послал к Юргенсону текст Азбуки и корректуру 1-го листа Словаря.

    19 января

    Провозился над Музыкальной азбукой для народных школ и разными приготовлениями к Комиссии. Отправил к Александре Андреевне Колюбакиной ее 3-ю тетрадь с объяснениями, что торопить нельзя, и вчера к Юргенсону корректуру 2-го листа Словаря. Обедали с женою одни. Д. В. Разумовский. Опять за работу.

    20 января

    Отправил к Юргенсону корректуру 2-го листа с просьбой прислать еще. Все над Комиссией.

    21 января

    В Русской фотографии - снял снимок с [иероглифической?] рукописи Тихона Макарьевского к делам Комиссии. Орел (отдал ему две строки нот из двойного Ирмология)367. Получил корректуру статьи Д. В. Разумовского.

    22 января

    Купил у Андрея Ефимовича Сорокина Ирмологий полный (двойной с крюками) в лист без конца и только на первом листе пометы - и заплатил 25 рублей серебром, насилу уговорил; он все хотел подарить мне да еще переплести368.

    24 января

    Исправил корректуру статьи Разумовского и вечером послал к нему с Николаем Андреевичем. В Театре на Мазепе369 (Кочетова была удивительна в сцене сумасшествия - отзывы публики вообще к опере были неблагоприятны - и я удивил, сказавши qu' elle etait a la hauteur de Faust de Gounod {что она была на высоте "Фауста" Гуно (франц.).}. Познакомился в театре с Араповым370.

    25 января

    Работа по Комиссии.

    26 января

    Наработал много для Комиссии.

    27 января

    Писал к Потулову, чтобы прислал мне записку о своей службе для Толстого и свод Обихода с Синодальным. Работал для Комиссии. Написал письмо к Гр. Димитрию Андреевичу Толстому о Потулове и о Комиссии.

    У Тимирязевых - играли с Ольгой Ивановной Grande Messe D dur Бетховена.

    28 января

    Работал над Комиссией. В Русской фотографии - не удалось снять с Ирмология двойного.

    30 января

    В Обществе Древнерусского Искусства - показал ново-вырезанный крупный шрифт крюков, присланный от Ошмянцева (который болен).

    31 января

    Получил 500 р. из Министерства Народного Просвещения за подписом Петерса.

    1 февраля

    372.

    3 февраля

    Работал по Комиссии. После обеда учредили втроем с Потуловым и Разумовским маленький комитет по делам Комиссии.

    4 февраля

    Работал над Комиссией. Потулов и Разумовский.

    6 февраля

    Мы с женою неожиданно провели une journee folle {сумасшедший день (франц.).}; поутру в Русалке (Кочетова); потом жена, соснув дома, приехала ко мне к Дюссо, где я обедал, чтобы не держать лошадей под 18R R - и потом вечером на акте из Жизни за царя (Оноре - Ваня), ибо Неклюдов пригласил жену в свою ложу; в балете - Шапошникова, Собещанская, Гранцева - букеты - дождем - я насчитал до 35 или 40; букеты от 5 до 25 р.

    7 февраля

    Послал к Ольге Ивановне ее музыкальную немецкую тетрадку - и мою формулу триад гармонических (?). Работал по Комиссии.

    8 февраля

    Кончил ответ на предположения Великого Князя [Константина Николаевича] по Комиссии. Обедал Орел-Ошмянцев и принес пуд матриц крюков с письмом в Общество Древнего Искусства, что он предоставляет мне распоряжение этими материалами.

    9 февраля

    У обедни у Егорья на Всполье, где пели преждеосвященную [литургию] переложения Потулова, и потом у Разумовского, где до вечерен протолковали о методах обучения в народных школах, я читал им мою записку373.

    11 февраля

    В Русской фотографии - опять снимок с октавного Ирмология - и утвердил одну мою удавшуюся карточку. Работал над предположениями. Едва я отправил на почту письмо к Головнину, как получил призывную телеграмму в Петербург. Отвечал на телеграмму, что постараюсь выехать через 24 часа.

    13 февраля

    Потулову отдал 50 р. для передачи Разумовскому из денег, кои у меня оставались на певчих374

    14 февраля

    Выезжаю в Петербург с почтовым поездом.

    15 февраля

    Приехал в Петербург, и о моем приезде телеграфировал жене. У Великого Князя Константина - весьма обрадовался - заседания Комиссии отложить нельзя - дело важное - будет назначено заседание в конце недели.

    16 февраля

    Потуловы оба. На генеральной репетиции Elias375 в Дворянском Собрании. Исправил и свез к Головнину мою записку о 4-х пунктах по Комиссии.

    Вечер у Великого Князя, Лауб - квинтет sol mineur Моцарта.

    18 февраля

    У Абазы - где Оболенский Димитрий - толковали о назначенном в понедельник заседании у Великого Князя Комиссии.

    19 февраля

    Работал. Головнин; все утро провели в толках о предстоящем деле, за которое Великий Князь принялся весьма горячо. Он был поражен цифрою 2074 неверностей в Придворном Обиходе376.

    20 февраля

    В концерте Штокгаузена377.

    После обеда: Заремба, Ломакин, Потулов и протолковали у Оболенского вплоть до ночи о предмете Комиссии.

    21 февраля

    Работал по делу Комиссии. Заседание назначенное сегодня в 8 часов, за болезнью Адлерберга378, отложено до пятницы в 1 час. (Если бы сделать заседание заочно, то Адлерберг сохранил бы право протеста против всех действий Комиссии.)

    Обедал у Веневитиновых, которые сегодня получили телеграмму о смерти Графа Матвея Юрьевича Виельгорского379

    22 февраля

    Работал по Комиссии - отправил корректуру моей записки в типографию Академии Наук. На панихиде по Графе Матвее Юрьевиче Виельгорском у Веневитинова. Получил копию с мнения Графа Адлерберга по делу Комиссии в защиту привилегий Капеллы380.

    23 февраля

    Начитывал мнение Графа Адлерберга - и прочел корректуру моей записки, привезенной Нагелем. На панихиде у Веневитиновых. Обедали в трактире с Потуловым - за Обиходами. Проспался и снова за работу, Ответ Министру Двора, которую разделил на две части: Логомахия, сиречь словопрение, и Дело381.

    24 февраля

    Проработал всю ночь, кончил и поутру послал мои замечания на записку, подписанную Графом В. Ф. Адлербергом, к Головнину. С Юлией Федоровной [Абаза] в концерте, где играл Боттезини382.

    25 февраля

    Афанасьев383, которого я познакомил с Потуловым. В Мраморном Дворце, где собрались Адлерберг, Толстой, Оболенский, Бахметев и я. Великий Князь вышел к нам, извиняясь, что заседание быть не может, ибо Министр Просвещения болен и слег в постелю. У Графа Толстого - Прокурор Синодальной Московской Конторы уже назначен, некто Потемкин, которого Толстой знает уж лет 12-ть. Следовательно для Потулова нет надежды на это место - жаль. Протолковал с Толстым о деле Комиссии (он - увы! - понятия не имеет о музыке) - и приехал к Зенеиде лишь в 8 часов - взял Any и повез ее в концерт Рубинштейна384.

    26 февраля

    Гирт, Игнатий Осипович, Н. М. Потулов, Афанасьев - и разумеется толки о деле Комиссии.

    1 марта

    Афанасьев, которому отдал его заметки для означения страниц Обихода.

    3 марта

    Работал все утро над дополнительною запискою для Великого Князя. Графиня Борх сказывала, что Неклюдов хлопотал о введении Итальянской оперы и что ее муж только оставил Русскую.

    4 марта

    Докончил дополнительную записку. Обедал у меня Егор Андреевич Петерсон385; советовал мое энгармоническое фортепиано послать на Парижскую выставку - я предоставил это Кампе.

    5 марта

    его сличение переложений Капеллы с синодским изданием, ибо в последнем, ему мало известном, он не нашел соответствующих друг другу и несогласных напевов.

    7 марта

    Обедал один, а в то время Потулов работал и спорил со мной о гласах.

    8 марта

    Работал, написал письмо к Великому Князю, чтобы приложить к новой конфиденциальной записке, и прочел Потулову, ибо речь идет и о нем.

    9 марта

    Работал по Комиссии. Получил повестку на заседание Комиссии завтра в 1 1/2 в Мраморном Дворце. Послал с вечера к Великому Князю мою конфиденциальную записку, фотографии и нотные примеры.

    10 марта

    Заседание Комиссии церковного пения. Великий Князь, Адлерберг и проч. с 1 1/2 до 4 1/2.

    11 марта

    Великий Князь передал к делам Комиссии - и мою конфиденциальную записку и мое конфиденциальное письмо и все приложения, фотографии, мнения, - и получил журналы Комиссии (проект) с просьбою Головнина о замечаниях.

    Повестка о похоронах завтра Виельгорского.

    12 марта

    В Невском на похоронах Гр. Матвея Юрьевича Виельгорского. Отправил журнал к Головнину, который между тем был у меня и послал ко мне записку об ускорении.

    На музыкальном вечере у Константина Николаевича (Моцарт - квинтет g moll и Ottetto Мендельсона - и Рубинштейн) , человек 40 - меня позвала Королева к чайному столу с старым Литке, в числе приглашенных Серов - и horrendum dictum {страшно сказать (лат.).} Ленц387 (!), который все приклеивался к Новиковой. Ленц спрашивал меня, читал ли я статью его о Рогнеде; я ему сказал наотрез qu'on ne peut pas ecrire un Opera dans les tonalites gregoriennes - он: с. a. d. dans les gammes grecques - я: il n'existe pas de gammes qrecques dorique, phrygique, mais des modes - он: mais c'est la meme chose - я: non! il n'y a que trois gammes: diatonique, chromatique et encharmonique - et puis le plaint-chant n'est pas cantus firmus et cantus firmus n'est pas le plaint-chant {... что невозможно написать оперу в григорианских тональностях. Он: то есть в греческих гаммах. - Я: не существует греческих гамм дорийских, фригийских, но он: да ведь это одно и то же. - я: нет! есть только три гаммы: диатоническая, хроматическая и энгармоническая, и потом le plaint-chant не есть cantus firmus и cantus firmus не есть le plaint-chant (франц.).}.

    Я сказал Константину Николаевичу: честь Вам и слава - он: за то, что у меня такая музыка? - я: нет, а что позвали Серова, - честь и слава за то, что славно председательствуете; Вы знаете, что у Вас есть враги, - он: как не знать - я: они распускают слух, что в Государственном Совете Вы не даете никому слова выговорить, что первые высказываете Ваше мнение - он: Вы видели - я: и очень счастлив, что был в этом Комитете - и de visu et auditu {увидев и услышав (лат.).} - могу сказать этим господам доброго дурака.

    13 марта

    Приглашение к Императрице к 1 1/2. Императрица продержала меня около получаса, так что я успел рассказать ей почти всю историю наших древних напевов - кажется, ее заинтересовало; много смеялась стриженым девкам на клиросе и удивлялась, что Бортнянский был отдан на выучку к Галуппи. Едва возвратился домой, как пришло приглашение на вечер Их Величеств к 9 1/2. На вечере с дамами человек 30 - Комиссаржевский и Лефорт пели, Боттезини играл, Рубинштейн тоже Ruinen ["Афинские развалины" Бетховена] и Sommernachtstraum ["Сон в летнюю ночь" Мендельсона]; кто-то мне сказал: c'est un cheval de bataille. - Oui! dis-je, mais il en a toute une ecurie {Вот боевой конь. - Да, ответил я, но их у него целая конюшня (франц.).}. [Великая княгиня] Ольга Николаевна посадила меня возле себя, романс Глинки "Только узнал я тебя" - она знала (Комиссаржевский пропел прескверно - с выкрикиванием с самого начала). "Музыка прекрасна, - сказала она, - но я чрезвычайно люблю слова, здесь что-то особое для женщины слышать: каждую светлую мысль, высокое чувство ты зарождаешь во мне" (что у ней пробегало в это время в голове?). Qu'est-ce que Bottesini? - il у a quelqu'un qui portait ce nom. - Je crois qu'il у a un peintre de ce nom. - Mais Vous devez le savoir, Vous qui savez tout. --Non, V. M., en fait de peinture je suis Masetto, je n'ai jamais ose touche a deux choses: a la peinture et a la numismatique. --Pourquoi cela? - Боюсь пристраститься. - C'est vrai que Vous avez a faire avec la musique. {Кто такой Боттезини, был кто-то носивший это имя. - Я полагаю, что был художник с таким именем. - Но вы должны это знать, вы, который все знает. - Нет, ваше высочество, в деле живописи я Мазетто (то есть "мазилка"), я никогда не смел касаться двух вещей: живописи и нумизматики. - Почему это? - Боюсь пристраститься. - Да, правда, вам достаточно дела с музыкой (франц.).} Государь мне сказал: "Скоро ли едешь? - Я почти все кончил. - Да, брат мне сказывал..." Тут Государь остановился, как будто не желая сказать прежде своего мнения. Я понял это и сказал только: "Проработали, Государь..."

    Сегодня я сказал Замятнину: великая честь мне прилагается, - а в то же время в трактире нечем расплатиться.

    14 марта

    У Константина Николаевича на домашнем вечере, он на органе, Александра Иосифовна с Кюнигером на фортепьянах388, Requiem Моцарта. Всего было человек 10, и с домашними.

    16 марта

    В конце вечера, когда я благодарил и откланивался, Великий Князь сказал мне: "Мы вас должны благодарить, ибо без вас все мы бы пришли в тупик. Вы были столб"

    Просил Ферреро переписать ноты (4-ручное переложение и обедня Потулова) и переслать к Серову, который их передаст в контору Михайловского дворца для пересылки мне.

    17 марта

    У Делянова389 - о Грамматике Мезенца; Тютчева не застал. Переписка с Гиртом и затруднение перепечатать место о "барыне" в моем "Мнении"390 -- писал, чтобы доложили Министру, - и приложил все Приложения (фотографии) к моему Мнению, что пойдет завтра к Гирту.

    18 марта

    У Замятнина - объявил о назначении мне 1000 р., ибо я получил уже 500.

    20 марта

    Стасов с поручением Разумовскому391. Обещал Юлии Федоровне [Абаза] копии с разных древних напевов и всю обедню Потулова.

    22 марта

    У Головнина. Головнин сказывал, что вопрос об учреждении Комиссии предложил сам Государь.

    23 марта

    Выехал с 2 1/2 часовым почтовым поездом.

    24 марта

    Приехал в Москву.

    29 марта

    В концерте Рубинштейна с Ольгой Ивановной и с Зенеидой Сергеевной, в ложе была также Муравьева. Театр полон, рукоплесканий без конца. Романс Кочетовой "Она моя" a ete bisse {был бисирован }392.

    30 марта

    На квартете Лауба - в Дворянском Собрании с Ольгой Ивановной. Звал на завтра к 1 часу Лауба, Рубинштейнов обоих и Николая Петровича Трубецкого.

    31 марта

    Завтракали у меня оба Рубинштейна, Кн. Николай Петрович Трубецкой, Ольга Ивановна с братом, Соболевский.

    1 апреля

    В концерте Лауба с Рубинштейном, где встретил Неклюдова.

    2 апреля

    Показывал Осбергу393 чтение нашей церковной ноты, которой он не знал.

    3 апреля

    Работал над Словарем Юргенсона. У Киреевой на музыкальном вечере, где познакомился с чехом Избера, издателем Словенина394.

    13 апреля

    Священник от Покрова, которому показывал мою нотную азбуку.

    16 апреля

    Рубинштейн.

    18 апреля

    Обедали: Разумовский, Рубинштейн, Потулов; речь о том, чтобы Разумовский был законоучителем в Консерватории и взял бы также класс истории церковного пения в России. Разумовский отказывается, боясь решиться без позволения своего начальства. Завтра Рубинштейн будет просить Леонида395 указать, кого может пригласить Консерватория. Молчанов, с которого я записал одну песню.

    22 апреля

    29 апреля

    У нас вечером Разумовский - дело о его преподавании в консерватории не ладится, ибо в уставе не упомянуты ни Закон Божий, ни церковное пение, на что, по причине Капеллы, непременно обратит внимание духовное начальство. Материальное положение этого вопроса. Консерватория предлагает за два урока в неделю 150 р., но священнику часто заказывают обедню; если он отсутствует, то должен нанимать монаха, которому платит 1 р. 50 коп.; на провоз и отвоз его 2 р. 50 коп., тогда как если ему дадут и рубль за обедню, то ничего не теряя, все-таки приобретает полтину. Сорокадневные обедни невелики, если по рублю - то все-таки священник получает 20 р., а остальные 20 р. идут на причт.

    30 апреля

    Никита Петрович Гиляров, с которым толковали о церковном пении.

    5 мая

    Кончил слова и музыку "Нашей молитвы"396.

    8 мая

    Кончил "Русскую молитву". В заседании Общества Любителей Древности, где за отсутствием и Левшина и Дашкова был вынужден председательствовать. Сделал предложение о fac simile с древних Ирмологов - на сем условии обещал статью о сем предмете. Объяснить к протоколу участие в крюках Разумовского. Переложил "Русскую молитву" для мужских и для женских голосов - насилу мы с Орлом справились со стихами.

    9 мая

    Показал Потулову мою "Русскую молитву".

    10 мая

    Окончил Музыкального словаря по 57 стр. и завтра отправлю к Юргенсону.

    11 мая

    Рубинштейн мне сказывал, что он слышал на фабрике хор из учеников Альбрехта по методе Шеве.

    13 мая

    У нас: Разумовский, Рубинштейн, Кн. Николай Петрович Трубецкой [и многие другие].

    18 мая

    Blunt397 потребовала от меня органа - я не мог отказать. Зато я просил послушать ее декламацию. Эта женщина претворилась - из неподвижной, неловкой сделалась красавицей. Я понимал весьма плохо, - но ее сценический талант меня и всех поразил. Будем со Свербеевым хлопотать о публике для нее, что очень трудно.

    20 мая

    Разумовский, который получил разрешение на преподавание истории церковного пения в Музыкальном Обществе. Увы! его две редчайшие рукописи остались у Орла-Ошмянцева для образца крюков. Соболевский получил от Ашера сведения, что он нашел для меня 3 оперы Галуппи за 150 фр.

    Вот как толкуют историю управляющего московскими театрами Львова. Он, неизвестно по какой надобе и с какою целью, скрыл от Министра половину дефицита, то есть до 100 тысяч; Государь велел заплатить этот дефицит; между тем Львов не платил актерам, и 60 человек подали о том жалобу Адлербергу. Заплата, и весьма недавняя, дефицита, который, как полагали, был ограничен 100 тысячами, стала в явное противоречие с неплатежом жалованья. Какая могла быть цель Львова скрывать дефицит?

    21 мая

    Рубинштейн с вопросами о решении Разумовского относительно преподавания в Музыкальном Обществе. Молчанов со своим музыкантом, который будто бы играет на фисгармонике, дал ему деление нот и написал несколько упражнений.

    24 мая

    Заезжал к Рубинштейну, который мне отдал назначение Музыкального Общества по профессорству Разумовского, он не получил моего письма из Артистического кружка, - почему писал к старшинам и к Бегичеву, чтобы не вышло недоразумения.

    26 мая

    В театре Эпилог из Жизни за царя, отрывок из балета Фиаметта - потом довольно скучная пьеса Кохинхинка и отрывок из Дочери Фараона [Ц. Пуни].

    27 мая

    Говорил с Шуваловым (шефом жандармов) об Орле-Ошмянцеве398. Во-первых, о том, как мне добыть находящуюся у него весьма редкую, заплаченную Разумовским 50 р. нотную рукопись: стихирарь 12-го века399, и во-вторых, что Орел был вхож ко мне в дом, что никогда я не мог предполагать в нем чего-либо, могущего возбудить подозрение; занятый, сколько мне могло быть известно, единственно филологией и этнографией, он не только выражал свою преданность и любовь к Государю, но был всегда врагом всякой оппозиции. Шувалов отвечал мне, что это дело поручено непосредственно М. Н. Муравьеву. Обер-полицмейстер Арапов, к которому я обратился с тем же, сказал мне, что тут не могут быть приняты в соображение отзывы лиц, что исследователи судят по фактам, открывающимся при исследовании; что впрочем я должен обратиться к Генерал-Губернатору, что я и сделал, и он предложил мне, по отъезде Государя, или приехать ко мне, или мне приехать к нему между 1 и 2 часами. Кажется, Орла считают поляком, а он православный.

    1 июня

    Писал в Юргенсонову лавку, чтобы прислали мне первые листы Словаря для сводки.

    3 июня

    Мельников советовал мне познакомиться с Пафнутием, прежде раскольничьим архиереем - ныне иноком, живущим в Чудовом монастыре400. Любопытно узнать, понимает ли он что-нибудь в "Гласах" и есть ли у них какая для того теория - или поют эмпирически.

    4 июня

    Укладывался - и к вечеру переехали в Михайловский дворец.

    5 июня

    закладки, да еще печатает корректуру на неклееной бумаге - писал об этом Юргенсону.

    6 июня

    Послал корректуру с курьером к Юргенсону. Ездил к Рубинштейну и оставил у него альбом Ольги Ивановны.

    12 июня

    Кончил корректуру Музыкального словаря - и завтра посылаю к Юргенсону.

    19 июня

    Исправил корректуру Музыкального словаря.

    20 июня

    Послал корректуру к Юргенсону - работал над Словарем - помешали.

    28 июня

    Ездил отыскивать Греческую Библию, которую Глазунов401 не доставил и даже отказался.

    2 июля

    Ездил и наконец отыскал Греческую Библию для Орла-Ошмянцева.

    5июля

    Ездил к Генерал-Губернатору и отвез к нему с его [дозволения?] Греческую Библию, Новый Завет и греческий словарь для Орла, - если он еще здесь! - Комиссия кончила свое дело? стало быть, он в числе подсудимых? А если нет, зачем держат?

    8 июля

    Д. В. Разумовский. Не знает, что делать, чтобы добыть свои драгоценные рукописи, опечатанные вместе с другими книгами у Ошмянцева. Я советовал просто подать просьбу к Генерал-Губернатору.

    14 июля

    402. У Батюшкова встретил Савву, назначенного епископом в Витебск403. Он просил у меня позволения обращаться ко мне по предмету церковного пения. Говорили об улучшении церковных школ. Я утвержден, что главное - недостаток хороших учебников, именно для духовных училищ.

    19 июля

    Получил досадное письмо от Аскоченского, что мое Мнение уже им напечатано!! Что виноват в этом Михаил Волконский404. Телеграфировал ему, чтобы по крайней мере выкинул место о канте - вовсе невозможное для публики - и заплатил вперед деньги для оборотного ответа.

    20 июля

    Написал в альбом Ольге Тимирязевой мысли о музыке - и православное Христос воскресе по Обиходу и послал в Нескучное405. Возвратившись нашел 28 No Домашней Беседы - Аскоченский, несмотря на мое письмо от 14-го и телеграмму от 19-го, все-таки напечатал мою записку. Пишу к нему une lettre a cheval. {дерзкое письмо (франц.).}

    22 июля

    Послано вчерашнее письмо к Аскоченскому. Получил в ответ обещание, что будет выпущено. Ответ Аскоченского на телеграмму - утешает меня, что меня прочат в Директора Капеллы! вот одолжил. Ведь стало быть он просто глуп.

    30 июля

    Альбрехт - приносил 3-ю главу своего учебника - по которой никак судить нельзя.

    31 июля

    Работаю над вопросом: какая аналитическая формула соответствует ощущениям, производимым в нас мажорною и минорною терциею?

    8 августа

    Работал над Словарем Юргенсона.

    Работал над лекциями Разумовского - и над Музыкальным словарем.

    15 августа

    Приехал Степ. Бор. Враский406. Пишет диссертацию - о дрожании звучащей струны.

    Все утро проработал над Музыкальным словарем и все едва дошел до буквы Q. Неожиданные на каждом шагу нелепости прежнего издания.

    16 августа

    Отправил корректуру к Юргенсону.

    18 августа

    Обедал Орел и принес мне обратно греческий словарь и Греческую Библию, которые я посылал к нему через Генерал-Губернатора.

    21 августа

    Работал над окончанием Словаря.

    22 августа

    Кончил оригинал Музыкального словаря - несмотря на промахи, кажется будет не дурно.

    24 августа

    Без меня был Бартоломей407 и привез мне Абхазские и Сванетские учебные книги и Евангелие.

    30 августа

    После обеда познакомился с Игнатием, новым викарием408. Говорил с Леонидом о том, упомянуто ли церковное пение в новом уставе духовных училищ и семинарий - Леонид говорит, что это делается мимо его и советовал обратиться к Графу Толстому.

    Между тем в Сенат приезжали Кн. Трубецкой и Ланин звать меня по крайней мере на обед по случаю открытия Консерватории - поутру я быть не мог и послал жену с Ольгой Ивановной Тимирязевой. Таким образом усталый, с больной рукой я должен был еще, не успевши выспаться до обеда, быть на многолюдном пиршестве, да еще импровизировать речь относительно введения в преподавание истории церковного пения, - о чем забыли было говорившие до меня. Импровизация удалась, запинки у меня не было, и произвела действие. После обеда играл Косман, удивительный виолончелист, которому я сказал, что у него Orgel-Violoncell, что ему очень понравилось. Играли между прочим: Лауб, Косман и [Доор] Trio Бетховена ор. 70 No 2 in Es409.

    2 сентября

    Вечером Каптеров, который просит показать мне партитуру своей оперы Гроза.

    3 сентября

    Без меня были Лауб с Косманом, привезшим мне карточку от Эдитты Федоровны [Раден].

    5 сентября

    Моя речь при открытии Консерватории напечатана вчера в Современной Летописи.

    6 сентября

    Обедал в 4 с женой и в 9 часов в Малом Театре - бенефис Карской410: Суд над Галилеем - пьеса плоха (Миллера) - но Самарин (Галилей) и Вильде (Бруно) были весьма хорошие. У Карской (Дочь 2-го полка - комедия с пением, переделанная из оперы! Доницетти) голосок бы препорядочный, но мало училась, нет ни верности, ни определительности звуков.

    10 сентября

    В No 198 Journal de St. Petersbourg из моей речи, хотя с похвалами, сделали ужасную галиматью.

    11 сентября

    В Обществе Русского Древнего Искусства, где отдал для приобщения к Журналу об участии Разумовского и Орла в устройстве крюковых знаков. Купил у Большакова Львовский Ирмологий.

    Барон Модест Андреевич [Корф] нашел, что обедня Потулова за исключением нескольких мест заунывна, есть музыка первых веков церкви, когда она была угнетена, но что теперь музыка должна соответствовать церкви - торжествующей! Я заметил, что заунывность есть действие индивидуальности гармонизатора, что Глинка, Серов, я вероятно гармонизовали бы иначе; дело в том, что слышится в церкви настоящий исконный напев, чего доселе никто не слыхал иначе, как в пении дьячков.

    Был у нас Д. В. Разумовский - дал ему два тома Музургии Кирхера и Ancient Music [Старинная музыка] (по-английски).

    21 сентября

    23 сентября

    Вечером Д. В. Разумовский привел ко мне композитора Азанчевского, которого я знал тому лет 12-ть. Кажется композиторский талант. Соллогуб, Веневитинов отец, Колюбакин, Орел, священник от Покрова.

    24 сентября

    Обедал Безо - я ему дал какую-то мессу на 2 голоса и Enchiridion chorale Меттенлейтера.

    27 сентября

    Кампе - говорит, что фортепианы мои покупает Кошелева, стоит еще 350 р.

    30 сентября

    Кашперов (у которого мой Галуппи), Азанчевский, определившийся библиотекарем в консерваторию.

    2 октября

    Читал Флюксии Ньютона412. Как теперь это кажется просто; но дойти до этого! Искал для Маклакова сведений об истории очков - и нашел.

    5 октября

    Обедала Ольга Ивановна Тимирязева. После обеда играли с нею, или лучше разбирали Тристана и Изольду Вагнера. Как ни уважаю его, но злоупотребление [неразборчива, тритоном? диссонансом?] ведет его к монотонии.

    7 октября

    Вечером: Лопухина с дочерью, Княгиня Dmitry Долгорукая с дочерью, Новикова, которая пела - познакомил с ней Кашперова.

    Димитрий Васильевич - наши толки о предложении консерватории учредить церковные хоры.

    22 октября

    хочет быть музыкантом фортепьянистом. Я ему советовал сделаться прежде всего нотным копиистом - дал ему списать ноты - плохо. Вечером в концерте Музыкального Общества с Алекс[еем] Враским.

    24 октября

    Послал записки к M-lle Griinberg и к Даргомыжскому звать их завтра обедать.

    25 октября

    Обедали Грюнберг мать и дочь413, они едут за границу на целый год во Флоренцию - ибо там жить дешевле. Иза Грюнберг пишет статьи для Московских Ведомостей, для [газеты] Вести (по женскому вопросу очень дельная статья), для [журнала] Всемирный Труд Хана и проч. и тем поддерживает семейство. Она подписывается И. Л. Г. Ее драматическая пиеса: Племянница.

    Ольга Ивановна - Толи - музыканили.

    26 октября

    Княгиня Долгорукая с дочерью, Кошелева, Ольга Свербеева, Разумовский, Кашперов, Неклюдов, Инсарский, Орел, Мих. Лонгинов, Избера, Соболевский.

    28 октября

    Разумовский показывал мне письмо к нему Алексея Федоровича Львова414, который, посылая ему свой сухой послужной список, приводит следующее загадочное присловие: "чем больше дашь, тем больше и получишь". Денег он хочет или печатных похвал? Что за гадость!

    29 октября

    Показывал Лаубу сирену Коньяр-Латура, которой он никогда не видал, и другие акустические опыты.

    Племянник Безо, которого оставил обедать и потом повез в концерт Музыкального Общества.

    2 ноября

    Обедали у меня Лауб с женою, Косман, Кн. Николай Трубецкой, Альбрехт, Кочетова, Варвара Димитриевна, Ольга Димитриевна, Н. Рубинштейн, Ольга Тимирязева. Я рассчитывал с нами всего на 12 человек. Рубинштейн привез 13-го, Чайковского, воспитанника Консерватории, ныне профессора контрапункта415 - чтобы не испугать кого-либо из гостей, жена села за особый стол.

    Отправил ответную телеграмму к Оболенскому: "Переписывается. Отвечаю по почте. Хвораю", в ответ на вчерашний вопрос о программе для Музыкальной Азбуки.

    10 ноября

    В Большом Театре на бенефисе Кочетовой (Фауст Гуно) - она пела хорошо, - но с больным голосом. Ходил к ней в туалетную. Сбор половинный.

    11 ноября

    Дома нашел пропасть народа, между прочим Чаева, который мне передал свою песню в Свекрови416.

    12 ноября

    Вечером с Машей [Врасской] в Музыкальном Обществе.

    26 ноября

    В концерте Музыкального Общества с Машей. Кросс пьянист из Петербурга. Безекирский и Венявский (которых называют повстанцами Музыкального Общества) подбили Доора не играть в концерте Музыкального Общества, если он (и они) не будут поставлены на одну ногу с Лаубом и Косманом, то есть будут играть несколько раз, а не по одному разу. А между тем Лауб, поигравши с Венявским, объявил, что играть с ним невозможно417. Я отвечал на вопрос Ольги Ивановны: il n'y a plus de mauvais pianists {нет больше плохих пианистов (франц.).}. Симфония Кессмейера418 - Венская школа, хорошая оркестровка, знание контрапункта, но фиоритуры и балетные нежности. Нет трезвости.

    27 ноября

    В Полицейских Ведомостях циркуляр Обер-Полицмейстера Арсеньева о том, чтобы в церквах хоры не пели без его разрешения. Вот уже куда проникает действие полиции. Что такое действия Обухова, Нарышкина? Распространение власти губернаторов приносит горькие плоды.

    29 ноября

    5 декабря

    Готовлюсь завтра докончить Достойно, а равно и программу Музыкальной Азбуки419.

    6 декабря

    Работаю над Певческой Азбукой - и программой.

    10 декабря

    В концерте Музыкального Общества с Машей.

    11 декабря

    Переделал записку Кашперова о собрании народных песен и отправил к Буслаеву в заседание Общества Древнего Искусства420.

    21 декабря

    После обеда Кн. Николай Петрович Трубецкой со статьею в ответ на статью математика Давидова против консерватории - в Современной Летописи421. Прочли - кое-что исправили.

    27 декабря

    Обедали у Лебедева, где познакомился с Муромцевой пианисткой422. Письмо от княжны Святополк-Мирской из Сувалок с каким-то Юркевичем (enfant prodige {чудо-ребенком (франц.).})423, играющем на фисгармонии - она хочет, чтобы я помог дать концерт!! В Москве!!

    30 декабря

    песня в 5 отделениях, произвела большой эффект. Народу у нас было пропасть. Между прочим две новые знакомки, музыкантши: Делянова и Муромцева.

    Примечания

    364. По-видимому, Иванов Гавриил Афанасьевич (1828-1901 или 1902) - профессор классической филологии Московского университета (с 1859), преподаватель Катковского лицея, известный латинист и переводчик.

    365. Константин Петрович Победоносцев, юрист по образованию, в ближайшем будущем - воспитатель наследника престола, а затем в течение четверти века - обер-прокурор Св. Синода, в то время служил в Сенате обер-прокурором 8-го департамента. Князь счел необходимым присутствовать на венчании своего сослуживца с Екатериной Александровной Энгельгардт.

    366. Здесь и далее идет речь о работе Потулова и Одоевского над "сличением" песнопений в богослужебных книгах на квадратной ноте издания Св. Синода и в переложениях, выпущенных Придворной капеллой. Эта работа осуществлялась ими в порядке подготовки к заседаниям Комиссии по церковному пению; ее результаты изложены Одоевским (а также и Разумовским) в разных работах, фрагментарно материалы "сличения" сохранились в московских и петербургском архивах Одоевского.

    367. Возможно, имеется в виду рукопись "Ключа" Тихона Макарьевского, принадлежавшая Разумовскому (ныне - РГБ, ф. 379, No 2) или Азбука певческая, составленная с использованием "Ключа" и принадлежавшая Одоевскому (ф. 210, No 2).

    Двойной (правильнее: двознаменный) Ирмологий - певческая книга, в которой песнопения изложены параллельно, в крюковой и в пятилинейной нотации. Ирмологий двознаменный Одоевского находится в его собрании в РГБ (No 18).

    Копии ряда фотоснимков с певческих рукописей, сделанные Одоевским как для собственной работы, так и для демонстрации их членам Комиссии по церковному пению, в том числе великому князю Константину Николаевичу, сохранились в музейном фонде.

    368. Ирмологий двойной с киноварными пометами на первом листе, приобретенный у Сорокина, находится в собрании Одоевского в РГБ (ф. 210, No 17).

    369. Имеется в виду опера барона Б. А. Фитингоф-Шёля.

    370. Арапов Николай Устинович (1825-1884) - в 1866-1878 московский обер-полицмейстер.

    371. Здесь и далее имеется в виду граф Дмитрий Андреевич Толстой (1825-1889), с 1865 по 1880 - обер-прокурор Св. Синода, с 1866 совмещал эту должность с постом министра народного просвещения. Как указывает А. С. Ляпунова, набросок письма Одоевского к Толстому о Потулове сохранился в бумагах Одоевского в РНБ (переплет 96, л. 162-164). Аналогичный документ имеется и в архиве ГЦММК (см. далее). У Одоевского была мысль устроить Потулова на место прокурора Московской Синодальной конторы, чтобы тот мог заняться входившим в ведение конторы Синодальным хором (для этого и понадобился послужной список). Однако вскоре князь узнал, что на это место уже назначен А. Н. Потемкин (см. в следующих дневниковых записях).

    372. Имеется в виду "Мнение..." митрополита Филарета по делу о церковном пении, написанное по запросу Д. А. Толстого; см. далее, а также публикацию полного текста с комментариями: "Русская духовная музыка...", т. III.

    373. Имеется в виду "Мнение князя В. Ф. Одоевского по вопросам, возбужденным министром народного просвещения по делу о церковном пении"; см. далее, а также полную публикацию текста с комментариями: "Русская духовная музыка...", т. III.

    374. Имеются в виду деньги, собранные Одоевским у заинтересованных знакомых и предназначенные для оплаты исполнения за службой переложений Потулова.

    375. "Илия" ("Elias") - оратория Мендельсона, исполненная в концерте Филармонического общества в Петербурге 17 февраля; Одоевский посетил генеральную репетицию, состоявшуюся 16 февраля в 3 часа пополудни.

    376. Имеется в виду количество разночтений между капелльскими переложениями и текстами песнопений в синодальных изданиях.

    377. Концерт певца Юлиуса Штокгаузена состоялся 20 февраля в зале Русского купеческого собрания. Петербургская газета "Голос" в номере от 27 февраля 1866 напечатала заметку, в которой говорилось, что этот певец-баритон, приглашенный из-за границы, не оправдал ожиданий: его голос не отличался красотой, а исполнение талантом.

    379. Матвей Юрьевич Виельгорский - крупный меценат, виолончелист, композитор - скончался в Ницце 21 февраля 1866.

    380. См. публикацию этого документа далее.

    381. См. публикацию этих документов далее.

    382. В Дворянском собрании состоялся концерт Филармонического общества под управлением А. Г. Рубинштейна, где выступал контрабасист М. Боттезини (см. рецензию Ц. А. Кюи в "Санкт-Петербургских ведомостях", 1866, 1 марта).

    384. Имеются в виду Зинаида Степановна Врасская, сестра жены Одоевского, и ее дочь Анна.

    В концерте А. Г. Рубинштейна с участием Ю. Штокгаузена, состоявшемся в зале Дворянского собрания, исполнялись увертюра к опере "Игра судьбы" Т. Лешетицкого, Концерт для фортепиано с оркестром Es dur Бетховена, Хроматическая фантазия и другие пьесы И. С. Баха, Баллада g moll Шопена, песни Шуберта в переложении Листа, а также арии и романсы (в том числе самого Рубинштейна) в исполнении Штокгаузена.

    385. Вероятно, имеется в виду Петерсон, упомянутый в письме Одоевского к великой княгине Елене Павловне от 22 марта 1847 - сотрудник Одоевского по комитету Института императрицы Марии (см.: Два письма князя Владимира Одоевского к великой княгине Елене Павловне. СПб., 1898. С. 18).

    386. Программа музыкального вечера во дворце вклеена в Дневник Одоевского; в ней значатся также романсы разных авторов и отрывки из опер Даргомыжского и Гуно.

    Петербурге. Выражение Одоевского "страшно сказать" связано с его отношением к Ленцу, который, будучи в 1830-х годах тепло принят в доме Одоевского и, по собственному признанию, будучи обязан Одоевскому своим поступлением на службу, тем не менее распространял слухи об ироническом отношении Пушкина к литературной деятельности князя. Так, в мемуарах Ленца "Приключения лифляндца в Петербурге" передается такой эпизод: ""Одоевский пишет тоже фантастические пьесы", - сказал Пушкин с неподражаемым сарказмом в тоне. Я возразил совершенно невинно: "Sa pensee mahleureusement n'a pas de sexe" ["Его мысли, к сожалению, не имеют пола"], и Пушкин неожиданно показал мне весь ряд своих прекрасных зубов: такова была его манера улыбаться... Слова, сказанные мною, впоследствии распространились в публике..." (цит. по сб.: Одоевский В. Ф. Последний квартет Бетховена. М., 1987. С. 341).

    388. Александра Иосифовна - супруга великого князя Константина Николаевича.

    Кюндингер (у Одоевского ошибочно - Кюнигер) Рудольф (1832-1913) - пианист, педагог, композитор, с 1860 учитель музыки у детей великого князя Константина Николаевича.

    389. Делянов Иван Давыдович, граф (1818-1897) - директор Публичной библиотеки, впоследствии министр народного просвещения.

    390. Имеется в виду "острый" пассаж из третьего раздела "Мнения..." Одоевского, где говорится следующее: "В Обиходе есть молитвы, воспеваемые преимущественно в заутреню Светлого Христова Воскресения, каков утренний канон Пасхи... Напев этих молитв в синодском Обиходе - радостный, но сохраняющий все достоинство церковного пения. В течение времени к этому напеву привился напев веселой плясовой песни, которой старинные слова "Ах Дон, ты наш Дон", а новейшие - "Барыня, барыня", - и в этом виде перешел в так называемый издавна употребляемого при высочайшем дворе, изданный в 1837 году и перенесенный ныне в четырехголосное переложение, изданное от Капеллы" (см. далее, а также: "Русская духовная музыка..." Т. III. С. 71 и 78).

    391. Поручение состояло в передаче Разумовскому материалов В. В. Стасова по истории церковного пения в России (см. комм. 313).

    392. Концерт А. Г. Рубинштейна состоялся 29 марта в зале Большого театра. По этому поводу "Московские ведомости" писали: "... Он играл Бетховена, Баха, Генделя, Шопена, Шумана, Мендельсона, Фильда, Листа, и никто не решился сказать, какой характер музыкальных произведений более подходит к особенностям его исполнения: все было исполнено неподражаемо прекрасно" (1866, 1 апреля).

    393. Осберг Адольф Романович (1824-1869) - певец (тенор), в 1866-1869 преподаватель Московской консерватории.

    395. Имеется в виду епископ Леонид (Краснопевков) как викарий Московской епархии.

    396. Рукопись "Нашей молитвы" ("Русской молитвы") см.: ГЦММК, ф. 73, No 15, 16.

    397. Блунт (Блант) Ки (Blunt Key) - американская поэтесса и декламатор, приезжавшая в Москву; Одоевский поместил в "Московских ведомостях" (No 130) заметку о ней за подписью "К. В. О.".

    398. Шувалов Петр Андреевич, граф (1827-1869) - в 1866-1874 шеф жандармского корпуса.

    фамилиями (или звучащими похоже на польские, как в данном случае), ибо у Каракозова были семейные связи с Польшей и подозревалось, что он имел контакты с польскими "бунтовщиками".

    399. Речь идет о копии с древнего Стихираря, принадлежавшей Разумовскому. Подробнее см. далее, в его переписке с Одоевским.

    400. Имеются в виду писатель, большой знаток старообрядчества Павел Иванович Мельников (Печерский) и инок Пафнутий (Поликарп Петрович Овсянников; 1827-1907). Пафнутий, рано приняв постриг в старообрядчестве белокриницкого согласия и став епископом, в 1861 совершил поездку в Лондон, где познакомился с русскими эмигрантами круга Герцена. По возвращении в Россию между епископом Пафнутием и старообрядческим архиепископом Московским Антонием возникли серьезные разногласия, в результате которых Пафнутий в 1865 перешел в единоверие, направив митрополиту Филарету просьбу о присоединении к господствующей церкви. Пафнутий был произведен в иеромонахи Чудова монастыря и ему было дозволено по воскресеньям произносить проповеди с кремлевского Красного крыльца и вести "народные беседы". Позже миссионер Пафнутий начал писать "Апологию христиан-старообрядцев..." и кончил тем, что в 1882 вернулся в старообрядческую церковь.

    В письме митрополита Филарета к А. Н. Муравьеву от 20 июля 1865 содержится отзыв о Пафнутий как "человеке очень способном" (Письма митрополита Московского Филарета к А. Н. М. Киев, 1869. С. 628).

    401. Имеется в виду московский книгоиздатель А. И. Глазунов (1829-1896).

    "Мнение..." Одоевского было напечатано Министерством народного просвещения небольшим тиражом и предназначалось для ознакомления только членов Комитета по церковному пению и некоторых духовных лиц. Однако редактор журнала "Домашняя беседа" В. И. Аскоченский, вообще отличавшийся взбалмошным характером, без разрешения автора использовал попавший в его руки экземпляр.

    403. Епископ Полоцкий и Витебский Савва (Иван Михайлович Тихомиров) до произведения в архиереи служил синодальным ризничим; отличаясь усердием и любовью к истории, он оказывал большую помощь всем московским любителям и исследователям отечественных древностей. Ближайший друг викария Леонида, архимандрит был вхож во многие известные московские дома, в том числе, конечно, и в дом Одоевского.

    404. Волконский Михаил Сергеевич (1832-1909) - обер-гофмейстер, попечитель Петербургского учебного округа; позже, в 1882-1896 товарищ министра народного просвещения.

    405. Эта запись воспроизведена у Бернандта под названием "Музыка и жизнь" (483-485).

    406. Врасский Степан Борисович (1844-1922) - родственник Одоевского (по жене), сын переводчика и издателя Бориса Алексеевича Врасского (см. также коммент. 156).

    408. Игнатий (Николай Дмитриевич Рождественский; 1825-1883) - епископ Можайский, викарий Московской епархии (с 1866).

    409. Обед по случаю открытия Московской консерватории состоялся в 4 часа дня в тогдашнем здании консерватории (в доме Черкасовой на Воздвиженке). Речь Одоевского была опубликована в "Современной летописи" (1866, No 30); перепечатана Бернандтом (305-307): в ней отмечается, что впервые в Московской консерватории введено преподавание истории церковного пения в России и предложен тост за "преуспеяние русской музыки как искусства и как науки".

    Косман Бернгард (1822-1910) - виолончелист, профессор Московской консерватории с 1866 по 1870.

    410. Карская Л. - актриса Малого театра.

    "Musurgia universalis sive ars magna consoni et dissoni..." (1650) Афанасия Кирхера.

    412. Имеется в виду труд Исаака Ньютона, опубликованный после его смерти: "Method of fluxions and infinite series with its application to the geometry of curved lines" (1736).

    413. Сестры Грюнберг - Изабелла Львовна (в замужестве Ласкос) и Юлия Львовна (в замужестве Тюрина) упомянуты в "Записках" М. И. Глинки в связи с его знакомством в 1848 в Варшаве с семейством доктора Грюнберга: "Его дочери были очень любезны и талантливы; старшая, по имени Юлия, играла весьма хорошо на фортепиано, она училась у Гензельта на иждивении государыни княгини Елены Павловны. Младшая, Изабелла, пела с увлечением и смыслом (intelligence)..." (М., 1953. С. 206). В 1850-х Изабелла Грюнберг жила в Петербурге, бывала в кругах Даргомыжского и Балакирева. Ей посвящены два романса Балакирева ("Баркарола" и "Колыбельная"), а также романс молодого Мусоргского "Где ты, звездочка?" (1858, 1-я редакция).

    414. Это письмо директора Придворной капеллы А. Ф. Львова к Д. В. Разумовскому опубликовано в журнале "Хоровое и регентское дело" (1917, без номера).

    415. Первое упоминание о Чайковском в Дневнике Одоевского; они познакомились на обеде в честь открытия Московской консерватории. Подробнее об их отношениях см.: Кузина О. Неизвестные автографы П. И. Чайковского в архиве В. Ф. Одоевского // Труды ГЦММК имени М. И. Глинки. Альманах. Вып. II. С. 298-306.

    "Свекровь". Былина Чаева ("По небу по синему..."). Музыка Кирши Данилова. Обработка для голоса, хора и оркестра (ф. 73, No 682).

    417. Кросс Густав Густавович (1831-1885) - пианист, выпускник Петербургской консерватории (первый выпуск), а затем ее преподаватель.

    Безекирский Василий Васильевич (1835-1919) - скрипач, дирижер, композитор, в 1861-1891 солист оркестра Большого театра; в 1864-1865 преподавал в Музыкальных классах РМО.

    Приглашение в 1865 Ф. Лауба и Б. Космана в качестве профессоров будущей консерватории вызвало недовольство скрипачей Кламрота и Безекирского, преподавателей в Музыкальных классах РМО, вследствие чего они отказались от занятий в классах и в будущей консерватории.

    Пианист Иосиф Венявский разошелся с РМО, так как нашел для себя стеснительной статью контракта, согласно которой он мог принимать участие в концертах других лиц или учреждений только с разрешения дирекции Общества. Пробыв в консерватории полгода, Венявский вышел из нее в январе 1867. Вопрос этот дебатировался в печати: Венявский опубликовал два письма в "Московских ведомостях", а дирекция РМО опубликовала мотивировку формы заключаемых ею контрактов и продолжала придерживаться ее вплоть до 1875.

    "Морская тишь и спокойное плавание" Мендельсона, Концерт для фортепиано с оркестром ор. 102 А. Литольфа (солист - Г. Г. Кросс), хоры из оратории "Христос на Масличной горе" Бетховена и Симфония с moll Кессмейера.

    419. Имеется в виду программа учебника церковного пения для народных школ (см. об этом далее, в отдельной публикации), а также, по-видимому, переложение песнопения "Достойно есть". Среди рукописей Одоевского в Москве подобного песнопения нет, но в фонде М. А. Балакирева в РНБ имеется рукопись Обедни (в которую входит данное песнопение) в переложении для четырехголосного хора В. Ф. Одоевского (см. комм. 164).

    420. Записка В. Н. Кашперова "О собрании и издании напевов русских народных песен" была написана в связи с его вступлением в Общество древнерусского искусства. Впоследствии, уже после кончины Одоевского, Кашперов стал одним из инициаторов создания Общества любителей церковного пения в Москве (см. подробнее: Русская духовная музыка.... Т. III, специальный раздел).

    421. Статья А. Ю. Давидова о консерватории появилась в "Современной летописи" (1866, No 43). См. о ней подробнее в статье А. С. Ляпуновой.

    422. Муромцева Надежда Александровна (1848-1909) - пианистка, окончила в 1870 Московскую консерваторию с серебряной медалью (класс Н. Г. Рубинштейна); принимала активное участие в концертах РМО, в 1880-х открыла в Москве частную школу.

    Раздел сайта: