• Приглашаем посетить наш сайт
    Сумароков (sumarokov.lit-info.ru)
  • Дневник В. Ф. Одоевского. Хроника музыкальных событий
    1868 год

    1868

    3 января

    Обедали Валентина Семеновна Серова и Надежда Александровна Муромцева, да Schuyler (sic), американский консул476. Серова тотчас после обеда уехала в театр на новую драму Островского; мы с Муромцевой музыканили, и Скайлер играл с ней очень порядочно Secondo в Моцартовой симфонии Sol mineur.

    Ольга Ивановна, несмотря что 20-й день поминок, списала в 24 часа мою речь Берлиозу.

    4 января

    У Кашперова - где встретил Серова и познакомился с Кашкиным (членом консерватории) и [пропуск] членом Окружного Суда. Толковал Серовой математическое образование гамм.

    5 января

    Обедали Серова и Орел.

    6 января

    Рубинштейн и Чайковский, который привез мне свою партитуру477.

    7 января

    Работал над Музыкальной Грамотой и ждал Серову, чтобы показать ей разные искусственные опыты. В концерте в пользу Славян478, где нашел Серову, которая рассказала мне о намерении дать концерт, чтобы иметь средства для журнала.

    13 января

    Заплатил настройщику Нордману по уговору 35 р. и тем с ним покончил. Заплатил сполна нотному переписчику за обедню Потулова 6 р.

    17 января

    Продолжал корректуру Музыкальной Грамоты. Корректура почти невозможна, ибо в типографии Бахметьева недостает музыкальных знаков.

    18 января

    Корректуру отправил к Орлу.

    Обедали Соболевский и Орел, принесший мне корректуру - шрифт нот, где нота на линейке смешивается с нотой между линейками, все-таки никуда не годится.

    20 января

    Чайковский, которому отдал его партитуру. На вечере Музыкального Общества с Муромцевой.

    21 января

    Кончил статью о Руслане: Лучше поздно, чем никогда479.

    22 января

    Послал статью о Руслане Пановскому.

    27 января

    На вечере Русского Музыкального Общества - с Лидией Александровной и Ольгой Димитриевной.

    28 января

    Сидел над ужасной корректурой моей Музыкальной Грамоты, ибо благодаря степени просвещения Москвы текст набирается в одной типографии, нотные примеры в другой; бедный Ошмянцев совсем измучился с этими двумя типографиями.

    29 января

    В Большом Театре - Руслан и Людмила - все догадались, что статья за подписью Современник Глинки - моя, но она не пошла впрок. Шрамек есть бездарнейший капельмейстер в мире - Руслана репетировали, а не играли.

    Обедал Орел и принес корректуру.

    3 февраля

    В концерте Музыкального Общества - симфония Чайковского - славная вещь, но Русская струя не довольно чисто проведена.

    4 февраля

    Толковал Алексею Ивановичу (священнику) о музыке и церковном пении, отвечал на его вопросы. Проработал с Орлом над корректурой Музыкальной Грамоты.

    6 февраля

    С сегодня начинается мой отпуск. Переделал предисловие к Музыкальной Грамоте; о переменах написал предупредительное извещение к цензору (кто он - не знаю).

    7 февраля

    В Большом Театре на Руслане - и Меньшикова и Турчанинова еще хуже.

    8 февраля

    В Руслане, в ложе нашей с Ольгой Димитриевной Свербеевой были Кочетова и Муромцева - которая никогда еще не слыхала Руслана, - накануне я послал Clavier-Auszug, - и была в совершенном восторге, - театр полнешенек.

    9 февраля

    В театре - Жизнь за царя.

    11 февраля

    Орел, с которым, кажется, кончили корректуру.

    16 февраля

    Написал для Раевского и его регента Фёртранга480 - краткое понятие о Русском пении.

    17 февраля

    20 февраля

    Обедал Орел. Читал последнюю (15-ю!) корректуру.

    21 февраля

    Работал над статьей для Лароша о различии церковного пения с музыкою481.

    22 февраля

    Обедали: Замятнин, Соколовский, доктор в Крестовоздвиженской Общине, молодой Веневитинов - который привез мне несколько народных напевов, и Соболевский, у которого Замятнин остановился.

    Над статьей для Лароша.

    23 февраля

    Дашков Василий Андреевич, Калачевы, Ахлестышева, мать с сыном, Веневитинов молодой, Д. Н. Замятнин, Соболевский, Кочетова, Соллогуб, который привез ко мне музыканта Щербачева482 - которого мое энгармоническое фортепьяно весьма поразило. Муромцева, Ольга Димитриевна, Лауб, Шнейдер.

    24 февраля

    Дома нашел Серова. Обедал еще Николай Григорьевич Потулов, после обеда с Серовым в консерваторской репетиции завтрашнего квартета.

    26 февраля

    Обедали Потуловы все трое, Скайлер, которого было рожденье, и Серов. Во время обеда дети Соллогуба и он. После обеда Ольга Димитриевна и Муромцева - Серов познакомил нас с некоторыми частями своей новой оперы "Не так живи, как хочется", которая будет носить название "Загул"483. Смелая, но весьма удавшаяся мысль: ввести русскую комическую (частию) музыку в область новейшего искусства. Удивительно удачно лицо старого раскольника.

    В концерте Рубинштейна с Муромцевой - Рубинштейн лишь пять дней с постели, в катарре, но играл превосходно, особливо Бахову Хроматическую фантазию. Меньшикова пела, словно у ней кто ходит по мозолям. Рубинштейну корзина цветов, овации, рукоплескания без конца484. Я просил Трубецкого принять меня в часть по поднесенному перстню.

    28 февраля

    У Инсарского на спевке Почтамтского хора под руководством Багрецова: Бортнянский и Ломакин, но еще с септаккордами485. Возил с собой Муромцеву.

    29 февраля

    В концерте г-жи Гарф, человек 300.

    1 марта

    На концерте Музыкального Общества; пела Лавровская из Орфея Глюка и арию Ратмира из Руслана Глинки - голос удивительный, но она скоро устает. Чайковскому и Ларошу дал шмуц-экземпляры моей Музыкальной Грамоты - на критику.

    3 марта

    В Большом Театре на концерте от Сетова486 - больше чтобы послушать разные места из Тангейзера и дать послушать Муромцевой - для чего мы с Б. П. Мансуровым и взяли ложу за 15 р.!! - Около 10 часов легкий припадок моей спинной и грудной боли.

    4 марта

    Написал статью о Лаубе для Московских Ведомостей487, несмотря на то, что в 10 1/2 у меня начался опять припадок - правда легкий. Я принял поутру и перед обедом по грану хинина.

    5 марта

    У Тимирязевых музыканили с Ольгой Ивановной.

    6 марта

    Под колоколом. Писал статью о Серове. Докончил статью о Серове488.

    7 марта

    Послал Серову статью мою об нем. В концерте Лауба - в ложе с Ольгой Димитриевной Свербеевой - все хорошо было, кроме пения Меньшиковой с примяукиванием; а публика или какая-то партия хлопала неустанно; а она осмелилась петь Маргариту Глинки и Una voce poco fa - из Barbiere Россини. Она не то чтобы фальшивила, а от негодной школы голос Меньшиковой шатается между соседними звуками; ни одной ноты она не берет определенно, а как будто ищет.

    8 марта

    На вечере (последнем) Музыкального Общества.

    9 марта

    Моя статья о Рогнеде Серова напечатана в Современных Известиях - под псевдонимом Тихоныч (в честь Тихона Макарьевского).

    10 марта

    Ездил за Екатериной Алексеевной Хомяковой и привез ее в нашу ложу Большого Театра на концерт Серова, весь составленный из его сочинений489. Московская аристократия по обыкновению отличилась, 2/3 лож и половина кресел были пусты.

    11 марта

    Ольга Ивановна с матерью; сыграли с Ольгой Ивановной все органные сонаты Мендельсона-Бартольди. Ей задали в консерватории написать сопровождение к пиесе Шумана.

    13 марта

    Обедал Серов и по его просьбе Николай Михайлович Потулов, Соллогуб, Кочетова - поговорить о том, что ему делать? неужли воротиться в Петербург ни с чем, кроме лавров? - он получил из Дирекции с концерта лишь сто рублей. Решили дать некоторые части Рогнеды на Святой неделе, но уже не в виде концерта, а в виде представления.

    Обедал профессор Любимов, которому я дал некоторые акустические аппараты. Пропасть народа. Между прочим Путята привез ко мне путешественника кругом света Рачинского, брата профессора Рачинского, Бугаев-математик и Столетов, с которыми толковал о математической формуле темперации490.

    16 марта

    У всенощной у Егорья на Всполье - с 6 часов до 8 3/4 - гармонизация Потулова - вполне правильная и соответствующая старинным напевам.

    Типографический курьез: Орел непременно хочет, чтобы Музыкальная Грамота была без опечаток, при младенческом состоянии наших типографий я считаю это невозможным. Привез он мне третьего дня первые два листа на веленевой и перламутровой бумаге с уверенностию, что опечаток нет - и что же: на заглавном листе в эпиграфе из Александра Мезенца, где сказано "Рукопись около 1667" - так было во всех корректурах, но перед спуском в стан чья-то рука поправила: 1867!

    17 марта

    На акустической лекции Любимова.

    18 марта

    В концерте Шрадика491 - который каждый год лучше, --только бы ему получше скрипки. Серов полагает, что он превзойдет Лауба.

    24 марта

    Принял в 8 часов gr. s[alis] хинина. Припадка не было; но по всем вероятностям у меня начало angina pectoralis {грудной жабы (лат.).} - дело плохое; будет возобновляться - нельзя же целый век принимать хинин. На половину больных этою болезнию умирают во время припадка. Sapienti sat {Для мудрого достаточно (лат.).}.

    31 марта

    Обедали Скайлер, Корнилова и Орел, принесший мне 15 чистых экземпляров Грамоты. 400 он предложил Комитету голодающих.

    2 апреля

    У Кошелевых - Чаев с Серовым рассказывали мне чудесный план затеянной ими Русской комической сказки-оперы: Незнайка. Я благословил.

    В Большом Театре в ложе Свербеева - на представлении итальянцами Фауста Гуно - гадость непомерная, одна Арто порядочная и годилась бы для водевиля; прочие все каркают или мяукают.

    4 апреля

    В концерте Серова в Малом Театре492 - было человек сто, не более, все ложи, кроме четырех, пустые. Серова вызывали после каждой пиесы.

    5 апреля

    Пропасть народа. Хвостова с двумя дочерьми - младшая пела, старшая аккомпанировала, Ларош, с которым толковал о нашем спорном взгляде на церковную музыку. Муромцева играла. И Хвостовой помогла все-таки Елена Павловна, отдала ее на выучку (в течение двух лет) к Саломан-Ниссен, потом в консерваторию на счет Великой Княгини. Жаль, что Хвостова весьма некрасива собой, что для сопрано весьма невыгодно, в воскресенье утром дает концерт, на который надобно ехать493.

    7 апреля

    В концерте г-жи Хвостовой, в доме Шипова - человек до 200 по 5 р.

    8 апреля

    В Большом Театре - Дочь 2-го Полка [Доницетти] с Арто - застал лишь 2-й акт; она прекрасная актриса и вокалистка, но по этой дрянной музыке нельзя судить о существе ее таланта.

    Сказал Соллогубу, что зову Арто в четверг обедать, и Ларошу о том же, чтобы сказали Рубинштейну.

    10 апреля

    У Сергея Андреевича Юрьева (математика) на углу Мещанской и Садовой, дом Пятницкого на лекции Серова - о 9-й симфонии494. Мысль Серова о 9-й симфонии весьма оригинальна и основательна. Юрьев предполагал дать ему обед, я предложил лучше подписаться всем вкупе на его журнал.

    Арто занемогла - Соллогуб пишет, что она не может приехать.

    11 апреля

    В Консерватории, чтобы сказать Рубинштейну, Ларошу, Чайковскому и Альбрехту (а кстати встретившемуся Трубецкому), что обед у меня все-таки состоится, хотя Арто занемогла. Оболенский князь Димитрий Александрович. Кроме этих лиц обедали Кочетова-Александрова, Муромцева, Соболевский.

    12 апреля

    Обедал Орел и привез мне 150 экземпляров Музыкальной грамоты, - отдал переменить перламутровые (свинцовые) обертки на простые белые Кулешову.

    Лопухина, Потулова.

    17 апреля

    В театре Жизнь за царя - не полон был театр, зато в экзерциргаузе делали штуки Раппо. Зашел к Арто извиниться, что у ней не был. Она очень мила и восхищалась музыкой Глинки, но предпочитает Руслана - это понятно.

    В бенефис Радонежского остроумие какого-то москвича разразилось тем, что чрез оркестр поднесли Радонежскому шкатулку, в которой было - говно. Бедный Радонежский занемог от этой элегантной эпиграммы. Сегодня публика хотела загладить этот свиной поступок. Радонежскому (в роли Сусанина) поднесли в три приема: корзинку цветов с золоченым кубком, золоченую стопу, венок. Это хорошо - мы начинаем быть неравнодушными к свинству.

    19 апреля

    Пропасть народа - Стромилин (Николай Михайлович), привезший мне рекомендательное письмо от И. С. Тургенева. M-lle Artot и Dupont495, рассматривали мое энгармоническое фортепьяно. Dupont говорил мне о книге весьма ученого музыканта Vivier496, - и мы с нею [Арто] проиграли почти половину Жизни за царя, которою она восхищается.

    20 апреля

    Арнольд - трубы для моего органа получены.

    21 апреля

    Арнольд разобрал мой орган. Сверил мою статью о церковном пении с подлинными рукописями.

    В концерте Славянского - звал его завтра обедать, чтобы потолковать о его пении497.

    22 апреля

    Обедал Николай Михайлович [Потулов], Славянский (Ангарев) [правильно: Дмитрий Александрович Агренев-Славянский] - Пановский и Потулов, после обеда - Ольга Ивановна - Славянский пел. Лонгинов - читал его комментарии к письмам Глинки498.

    23 апреля

    У Кошелевой - было всего человек пять, Бартенев, Плещеев, которого я довез домой, - Павлову толковал о гласах.

    24 апреля

    Обедал Васс (Александр Адрианович). Профессор цифирной методы в Петербурге, едет в Ильинское, куда поступили от него учителя - подарил ему Синодский Обиход.

    26 апреля

    Обедал Серов.

    Пропасть народу, между прочим Сергей Андреевич Юрьев - математик, Славянский Ангарев [Агренев] и его товарищ галичанин Ягевич. Разбирали мои инструменты.

    27 апреля

    Обедали Серов и Алеша Враский.

    30 апреля

    В Театре с Ахлестышевыми. Бенефис Арто - в Barbiere di Siviglia - она чудесная актриса и славная музыкантша - но певица руладная, настоящего пения [нет], а наша публика в восторге самом нелепом. В Театре небольшой припадок.

    1 мая

    Арнольд работает над моим органом с утра.

    4 мая

    Дал Арнольду 150 р. за поставленные трубы в органе - за мной осталось 55 р.

    5 мая

    В Консерватории - по призыву к слушанию отчета Музыкального Общества и Отчета Ревизионной комиссии, но заседание не состоялось, ибо сверх десятка дам было всего двое мужчин: я и Кн. Юрий Оболенский. Хотят попробовать в сентябре - с приманкой музыки.

    14 мая

    С Ольгой Ивановной пробовали орган мой после его переделки - но много еще в нем недоделанного - для сего я имел во время игры при себе Арнольда.

    15 мая

    Переехали в Михайловский [Остоженский] Дворец.

    18 мая

    На экзамене в Консерватории истории церковного пения Разумовского. Воспитанницы (Зографос [Зограф], Кн. Ухтомская и Муромцева) знают церковные ноты и крюки лучше всех регентов Капеллы вместе.

    Кашперов и Сариотти, отправляющийся с Леоновой499 - до Перми играть вместе сцены из разных опер: Жизни за царя, Русалки, Рогнеды, Грозы и проч.

    25 мая

    В Консерватории, где мне хотелось быть на экзамене у Лароша (Истории музыки и Контрапункта), но экзамен был отменен.

    30 мая

    В Консерватории - в классе Лароша (Контрапункт и История музыки).

    1 июня

    Сорокин (бухгалтер-математик) принес свое вычисление гамм. Машинист университета - резонаторы.

    2 июня

    Поутру с Ларошем у Хлудова посмотреть орган Ладегаста (в 3 т[ысячи рублей]) - но мех был испорчен.

    5 июня

    Архимандрит Херсонийского монастыря Евгений501 - подарил ему прадедовский образ в серебряном вызолоченном окладе с надписью, что в его распоряжение.

    Евгению я играл на органе гармонизации Потулова - он был в восторге - но едва ли понял техническую суть этого дела. NB. Ему бы очень хотелось иметь у себя фисгармонику.

    7 июня

    Кашперов - с которым делал опыты над Гельмгольцевы-ми резонаторами.

    11 июня

    Машинист университетский принес мне придуманный мною раздвижной резонатор - в котором отражается всякий тон по произволу.

    13 июня

    Обедали архимандрит Евгений, священник Д. В. Разумовский (которому я дал греческую брошюру о музыке Викторова502), Алексей Иванович, Корнилова, Калачев.

    Сегодня на Москве-реке была гонка лодок - музыка играла Боже, царя храни - народ кричал: ура.

    17 июня

    Вписал в альбом княгини Анны Львовны Долгорукой (Боде) музыкальную строку.

    18 июня

    [Ю. К. Арнольд?] играл увертюру к Иоанну Грозному Толстого503. Механику Силину заплатил за резонаторы 10 р. на дороге во дворец.

    19 июня

    В 7 часов поехали с женою к Митрополиту Иннокентию504, я свез ему мои брошюры о церковном пении - и довольно подробно рассказал ему состояние вопроса, который кажется его заинтересовал. Обещал видеться с Разумовским.

    22 июня

    После обеда - фортепьянист Кенюле [Канилле]505 - которого я знавал в Петербурге. Познакомил его с церковными нотами, которых он до сих пор и не видывал.

    24 июня

    С женою в саду Фомина на Петровке, где встретил Пановского, который говорит, что Рогнеда в Москве будет новопреставленной. Пишет статью, где бы достать Мерелли (impresario Итальянской оперы) - для Русской оперы.

    26 июня

    Канилле, которого я водил показывать мое энгармоническое фортепиано, чтобы он рассказал Гензельту, и оставил Канилле у себя обедать.

    10 июля

    20 июля

    Математика.

    21 июля

    Математика - по поводу Музыкальной Грамоты.

    22 июля

    Сделал первый опыт над звучащим цилиндром, от которого нити шли к одному уху; вся гамма проделывается посредством ударов по цилиндру.

    24 июля

    Обедал в клубе между Лопухиным и Кн. Николаем Петровичем Трубецким (сказал, что в Петербурге готовится новый устав для Музыкального Общества - с жалованьем Директорам).

    26 июля

    Заехал к инструментальному университетскому мастеру, которому заказал металлическую жердь для акустического микроскопа. Замечательная московская черта: во всей Москве один только резчик умеет делать на металле правильные деления - но он в больнице и некому делать. По всей Москве нельзя найти стеклянной жерди длиннее аршина, ни даже трубки стеклянной, которая бы с одного конца не была тоньше другого. Вот тут и делай опыты!

    28 июля

    Выехали из Москвы с 4-х часовым поездом в Троицу с Сорокиным и маленьким Сережею. Остановились в Старой Гостинице в 33 No, который в нижнем этаже и весьма просторен (по 3 р. в день).

    29 июля

    В Фотографии и Литографии (весьма плохой); фотографический портрет, но не копии рукописей. В Вифании.

    30 июля

    Сегодня мне исполнилось 64 года. У обедни в Лавре. У отца Арсентия506 - библиотекаря, которого не застал. В Фотографии.

    507, позвал к себе обедать - толковали о церковном пении.

    Я говорил Горскому и Аарону, что Лавра, славная своим благочестием и достойными деятелями, должна бы быть хранилищем и рассадником православного пения; собрание рукописей по сей части дает возможность их разработать, сделать издания, подобные Герберту, Куссемакеру и друг. Хор ее, который бы ограничился Синодским Обиходом, мог бы сделаться образцовым для всех монастырей России, а равно, по мере возможности, для приходских церквей. И установился бы православный Троице-Сергиевский напев. Здесь могли бы образоваться ученые православные регенты, кои положили бы древние напевы на 3 и 4 голоса, подобно Потулову и, может быть, лучше его, и такие положения не были бы разработками Западной музыки, подобно переложениям Капеллы. Мне отвечали, что Потуловские положения показались монотонными. Я отвечал: кто боится в церкви монотонности, тот пусть идет в оперу. Все это от того, что никто этого предмета не изучал и не знает, в чем суть дела.

    После обеда ходил с Сорокиным к отцу Арсентию и с ним в Библиотеку Лавры - рылись в Кондакаре и Стихираре 13-го века.

    Арсентий пил у меня чай.

    Из Стихираря (No 22-й или 25-й) 1303 года заказал отцу Моисею (фотографу) копии с первого листа и другого единственного листа с нотными крюковыми знаками.

    31 июля

    Выехали из Троицы с поездом в 1 1/2. Приехали в Москву в 3 ч. 50. Перед самым отъездом принесли мне из Лаврской фотографии снимки (по 30 к. за экземпляр).

    1 августа

    Взял у Зальцфиша изготовленный им для меня снаряд - акустический микроскоп - прекрасно действует.

    6 августа

    Делал опыт с моими акустическими очками в саду; на расстоянии 60 сажень звук струн в 1/2 миллиметра в диаметре был явственно слышен, словно удар колокола или далекой пушки. Как назвать? Телефон или звукособиратель? - далекозвук - не хорошо. Бартенев и Шнейдер испытывали вместе со мной.

    7 августа

    Окончил мои замечания к письмам Глинки (для Русского Архива).

    Показывал Муромцевой мой опыт (на 60 саж.) с телефоном.

    8 августа

    Отдал Бартеневу мои примечания к письмам Глинки.

    Получил французское издание Гельмгольца - есть дополнение против немецкого. Сверял французское издание Гельмгольца с немецким508.

    12 августа

    Федор Иванович Тютчев - делал ему опыт с моим звукособирателем.

    17 августа

    Альбрехт - обедня, им переложенная на 3 голоса цифирным способом509.

    Обедал в клубе и пробежал массу журналов. За обедом мой сосед был Враский - [имя пропущено]510. От слова к слову мы дошли до аскетизма; Враский большой аскет и занимается так называемою внутреннею молитвою, этот психологический процесс весьма любопытен; но трудно заставить его разговориться.

    18 августа

    Работал над звукособирателем.

    20 августа

    Опыты над звукособирателем.

    21 августа

    Обедали Скайлер и Бессонов, который принес мне свои "Детские песни", - и их напевы, записанные Кашперовым. Довольно замечательно, что Бессонов, поющий с голоса и знающий пропасть Русских песен, часто сбивается на итальянизмы - так di tanti palpiti {всеми способами (итал.).} вытравляют нашу родную музыку511.

    25 августа

    Писал к Бартеневу о корректуре писем к Глинке.

    Работаю над звукособирателем - удивительные вещи открываются.

    28 августа

    Музыкальная Грамота.

    30 августа

    Обедали: Коренев и Леви; потом показывал Леви опыт с звукособирателем.

    Вечером: Лопухин, Исаковы и Даль с дочерью - Даль советует назвать звукособиратель звучник. Не лучше ли созвучник?

    31 августа

    Маклаков Николай Васильевич (отец) - и Сорокин университетский бухгалтер-математик. Делали опыты с звукособирателем.

    4 сентября

    В консерватории - звать Лароша, Рубинштейна, Трубецкого, Чайковского обедать у меня в субботу.

    5 сентября

    Повторил опыты Блейна512 над цилиндрическими звучащими телами - он слышал звуки лишь поверхности их - звукособиратель дает звук вибрации всего цилиндра с силою неимоверною.

    7 сентября

    Обедали: Николай Васильевич Маклаков, Николай Рубинштейн, Любимов, Сорокин (математик), Ларош, Чайковский, Альбрехт, Кашперов. - Делали опыты с созвучником. - Маклаков просил приезжать хоть и без меня для опытов.

    Николай Васильевич Маклаков с мальчиком скрипачем Иваном Ефимовым513.

    20 сентября

    Альбрехт - дал ему вопросы о хоровом классе.

    Всеволод Всеволожский, Ховен, Евреинов с сыном, Муромцева, Исакова и Ольга Ивановна неожиданно. Всеволожский показывал и пел свои сочинения. Я показывал ему мой созвучник. Бартенев.

    22 сентября

    На музыкальном вечере итальянскому Марьи Васильевны Бегичевой. Болтал с Арто и с Кочетовой.

    Воля ваша, господа итальянцы, - то, что вы называете музыкой - не музыка. Я давно уже не слыхал порядочных итальянцев - и мне любопытно было проследить самого себя - какое впечатление они произведут на меня? Для сего я уничтожил в себе всякое предубеждение и приготовил себя вполне девственно. Стенио [Станьо] - чудесный голос, напоминающий Тамберлика; Рота - славный баритон, старшая примадонна после Арто (забыл, как звать) также с голоском и уменьем; хорошенькая Беннати покуда дрянцо с пыльцой. Пели они - Bossi - i mioi (?) tampolli - на сцене это еще сносно, - на эту музыку смотришь, как на арлекинаду - в комнате это - клохтанье, пляска Пьерро у вас под носом, он обсыпает вас мукою. Какое-то пенье из Ambroise Thomas ниже всякой критики - претензии ужасные - в существе нелепость. Ария, петая Рота, из Maria di Rohan Доницетти, которая длинна, скучна, а пуще всего пошла. Все это выпевается с болезненным усилием голоса, сходящим на едва слышимое piano, --все это оченно удивительно, - но музыкальное чувство не удовлетворено. Клоун, ломающийся для потехи, клоун важный - все клоун, а на клоуна нельзя смотреть без негодования на унижение им человеческого достоинства. Здесь нет художества, а только акробатика; условная красота, условное искусство. Утешила меня лишь Арто, хотя в сильном насморке, небольшой песенкой негров и испанским простонародным дуэтом; тут - хоть тень музыки. Вредны итальянцы тем, что приучают слух и чувство народа к своей условной красоте и ложной выразительности. Клиндворт играл фантазию на манерный квартет из Риголетто - манерного Верди; октавы обеими руками без конца - также оченно удивительно, но музыки я ожидал тщетно.

    Искусство тем велико, что мирит с жизнию - но итальянская музыка проходит мимо жизни.

    27 сентября

    Переехали.

    30 сентября

    Отдал Кн. Димитрию Оболенскому несколько экземпляров Музыкальной Грамоты для библиотеки Государя Императора, Великого Князя Константина Николаевича и для Наследника.

    2 октября

    514.

    Клиндворт, фортепьянист Листовой школы - механизм удивительный, но не чистый; нет определительности фразы; главное - нет звука, несмотря на сильные удары. Что за притча этот звук, который слышится у обоих Рубинштейнов! На манер Листа, но в карикатуре Клиндворт взбрасывает руки и отдергивает их. Я сказал, что Рубинштейны накалили своей игрой клавиши докрасна - оттого Клиндворт беспрестанно обжигается. Так он не удовлетворил меня, что, несмотря на обычное мое деликатство, - когда Клиндворт подошел ко мне и видимо ожидал от меня комплимента, - у меня язык не поворотился.

    5 октября

    На музыкальной пробе у Кашперова: M-lle Caspari, готовящая к сцене свой чудный голос, молодой тенор (пропуск) - Оболенский (сын Сергея), у которого голос развился удивительно. Познакомился с ларингоскопистом Шкоттом.

    9 октября

    В квартете Музыкального Общества, где играл Антон Рубинштейн - торжество из торжеств515.

    10 октября

    Дома нашел Антона Рубинштейна и Карамзина, который позвал меня в свою ложу на Гугенотов. Кочетова-Александрова в Маргарите Валуа была весьма мила.

    11 октября

    С женою и Лопухиною на квартетном вечере Музыкального Общества (с Рубинштейном Антоном)516. Директоры просили меня вместе с ними поднести ему при публике presse papier серебряный с золотом, стоящий 500 р.

    На ужине в Консерватории в честь Антона Рубинштейна по подписке по 5 р. с человека с вином. Кто хотел больше вина, тот должен был за него платить. Распорядителем был Дюбюк, которому я советовал написать записки о Фильде517.

    19 октября

    Священник Озеров, с которым мы сверили нотную книгу Петра 1-го с Обиходом и Ирмологием.

    9 ноября

    Юрьев (математик) хочет читать лекции о упругости тела и влиянии тепла на звуковые явления.

    Кудрявцев начал у меня списывать древние музыкальные рукописи.

    13 ноября

    У Митрополита [Иннокентия] поблагодарить за посещение меня и кстати поговорить о церковном пении, о священнике Озерове и о том, что не худо бы сделать новое издание Записок Уналашского отдела518, к чему пригласить Бартенева.

    сказал: какое пение! - у нас читать не умеют.

    15 ноября

    Обедали неожиданно: Юрьев-математик, Александр Николаевич Серов и Николай Михайлович Потулов.

    16 ноября

    Юрьев, который привез мне Цвилинева, скрипача, желающего поступить в Консерваторию. Власов - сын Петербургского (в Михайловском Дворце), желающий быть капельмейстером - я и Рубинштейн советуем ему ехать на Кавказ (он учился в Праге).

    17 ноября

    В духовном концерте Штиля519 в Петропавловской кирке с Муромцевой. После обеда молодой Власов и Николай Михайлович Потулов - немного помузыканили.

    21 ноября

    Молодой Власов, которому хочется в Тифлис учителем пения - спросил у него его учебную биографию и сообщил ему сведения и книги.

    Арнольд настроил мой орган.

    22 ноября

    В концерте Музыкального Общества (на хорах). Увертюра Балакирева, состоящая из чудесных элементов, но не округленная520. Арто удивительно пела I verdi prati Генделя. Чайковский что-то очень ухаживает за Арто.

    23 ноября

    Николай Михайлович Потулов, который привез мне экземпляр своего переложения для хлопот в Капелле о дозволении напечатать.

    25 ноября

    Николай Михайлович Потулов - читал ему мое письмо к Николаю Ивановичу Бахметеву.

    28 ноября

    Послал страховым письмом к Николаю Ивановичу Бахметеву с обедней Потулова и письмом просительно-настоятельным о дозволении напечатать. У Свербеевых, чтобы уговориться на ложу в Рогнеду.

    29 ноября

    На вечере Музыкального Общества - на хорах.

    30 ноября

    Работал с Потуловым над гласами - мы совершенно сходимся.

    2 декабря

    Очень хотелось мне быть на Дон Жуане, но не достал билета и принялся за сенатские бумаги. Серов зовет завтра с 10 1/2 часов на репетицию Рогнеды, но возможно ли мне это? Послал его записку к Николаю Михайловичу Потулову521.

    3 декабря

    На репетицию Рогнеды так и не попал.

    4 декабря

    В Большом Театре - Рогнеда - которую слышу в 1-й раз; она идет дальше, нежели сколько обещает партитура, несмотря на неловкое исполнение и на то, что итальянизм прорывается. На разные заметки - я отвечал на немецком диалекте: ein grosser Werk lasst sich nicht detailliren {Крупное произведение не поддается критике по мелочам (нем.).}.

    7 декабря

    Цвилинев скрипач, которому хочется учиться в Консерватории, - пускают даром, но ему нечем жить - ищет место.

    8 декабря

    Нездоров. Написал 4-ручную Tonica et Dominanta. Исправил корректуру Глинкиных писем для Русского Архива. Инсарский зовет на спевку (увы!) Бортнянского.

    11 декабря

    В Рогнеде, где слушал суждения Кн. Николая Ивановича Трубецкого о музыке вообще и о Рогнеде в особенности.

    Обедали Серов и неожиданно его жена - словно голубь с голубкой522. От Инсарского, что спевка у него 15-го совпадает с днем раута у Фон Визина.

    13 декабря

    Инсарский не хочет отменить своей спевки в воскресенье.

    14 декабря

    У Юрьева (математика, Сергея Андреевича), где Серов играл первые три акта своей оперы "Не так живи, как хочется" - 3-й акт чудесен - здесь действительно Русская песня доведена до трагедии.

    15декабря

    На спевке духовной музыки у Инсарского с женою, которую мне удалось наконец вытащить, чтобы немного рассеять.

    17 декабря

    Заезжал в Консерваторию - где слышал целый оркестр учеников (до 25 человек), разыгрывавших очень порядочно симфонию Гайдена. Муромцеву свез домой, она у нас обедала и с ней в Рогнеду (с Мансуровыми в ложу). Театр был полон - идет лучше, но Демидов фальшивит, Радонежский (Владимир) не играет. Всего более произвел на публику впечатление в этот раз 3-й акт с хором странников; следственно публика способна слушать сериозную музыку, и нечего ее прикармливать макаронами на розовом масле.

    19 декабря

    Штиль - органист - показывал ему мои погласицы на древнерусские тетрахорды523. С Толями взял ложу завтра на Жизнь за царя - зову Муромцеву.

    20 декабря

    В Жизни за царя - с Толями, Левшиным (сыном Алексея Ираклиевича) и Муромцевой. Все ложи, кроме нас, были заняты инвалидами и воспитанниками и воспитанницами заведений, - остальные в бельэтаже - наша так называемая аристократическая публика поддерживает в обществе свою репутацию анти-патриотизма.

    21 декабря

    Юрьев (математик) - которому дал собрание моих музыкальных статей.

    В концерте Музыкального Общества. Иоанн Грозный - музыкальная картина (!) 524.

    22 декабря

    Выспался. Работаю над погласицами.

    23 декабря

    Погласицы.

    24 декабря

    Погласицы - и нездоров.

    Обедал у меня Штиль, органист, и привез мне программу своего духовного концерта - 7-го числа; показывал ему мои погласицы.

    26 декабря

    Погласицы. Вечером мы сыграли их с Ольгою Ивановною и Муромцевой.

    27 декабря

    Путята - Кашперов, которому я показывал мою работу над погласицами.

    28 декабря

    У Кашперова - Каспари пела Вальс Шопена, аранжированный Кашперовым.

    29 декабря

    Работаю над погласицами, чем дальше в лес, тем больше дров.

    31 декабря

    Вечером встречали у меня новый год: Соболевский, Орел, который принес мне корректуру погласиц, и Михаил Димитриевич Свербеев.

    Примечания

    476. Юджин Скайлер - американский консул и переводчик русской литературы - был частым гостем Одоевского в эти годы.

    "Рогнеда" (см. далее).

    477. Речь может идти о каком-нибудь отрывке из оперы "Воевода" (например, о "Танцах", которые ранее исполнялись в Москве) или о Первой симфонии, премьера которой состоялась в Москве 3 февраля 1868.

    478. Имеется в виду концерт в пользу Славянского благотворительного комитета с участием Н. Г. Рубинштейна, Лауба, Меньшиковой, Александровой-Кочетовой, Оноре; исполнялась главным образом русская музыка, а также чешские и русские песни.

    479. Статья "Лучше поздно, чем никогда", написанная по поводу возобновления "Руслана" Глинки в Большом театре, появилась в "Московских ведомостях" 25 января 1868 (Бернандт, 332). В петербургском архиве Одоевского сохранился цензурный экземпляр текста со многими сокращениями, касающимися политических и национальных моментов (РНБ, переплет 77).

    480. Имеются в виду священник русской посольской церкви в Вене о. Михаил Раевский и, по-видимому, регент этой же церкви (подробнее см. далее, в публикации письма Раевского к Одоевскому).

    481. Непонятно, о какой статье для Лароша идет речь. Можно предположить, что в связи с началом чтения им курса истории музыки в Московской консерватории Одоевский счел нужным изложить письменно свои взгляды на различия "русской и так называемой общей музыки".

    482. Вероятно, Щербачев Николай Владимирович (1853 - ?) - дипломат, музыкант-любитель, пианист и композитор, в детстве бравший уроки у Листа, позже сблизившийся с "Могучей кучкой".

    483. Замысел "Вражьей силы" и начало работы над этой оперой относятся к весне 1867. В декабре 1868-го Серов показывал в Москве первые три акта, впоследствии был создан и четвертый, но все же опера осталась после смерти автора незаконченной.

    484. В концерте исполнялись: увертюра к "Фиделио" Бетховена, Второй концерт для фортепиано с оркестром Листа, увертюра к "Эврианте" Вебера, "Симфонические этюды" Шумана, Парафраза из оперы Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры" Г. фон Бюлова, Скерцо ор. 2 Чайковского, фрагменты из "Годов странствий" Листа. Везде исполнителем был Н. Г. Рубинштейн, и он же аккомпанировал Меньшиковой в исполненных ею фрагментах из опер, романсах Глинки и песнях Шуберта.

    485. Сохранилась программа этого концерта любительского хора, певшего в почтамтской церкви и созданного по инициативе любителя и знатока церковного пения почт-директора В. А. Писарского:

    Д. Бортнянский. Помощник и Покровитель

    Д. Бортнянский. Чертог Твой вижду

    Херувимская Симоновская

    Г. Ломакин. Тебе поем

    Д. Бортнянский. Херувимская

    Г. Ломакин. Ныне отпущаеши

    Д. Бортнянский. Отче наш

    Д. Бортнянский. Достойно есть.

    Багрецов Федор Алексеевич (1812-1874) - регент Чудовского хора, автор пользовавшихся популярностью духовно-музыкальных произведений.

    486. По поводу этого концерта в "Московских ведомостях" появилась заметка: "В концерте Сетова мы услышим сочинения 12-ти композиторов и тридцать нумеров, исполненные одиннадцатью артистами соло, двумя оркестрами и двумя хорами, в том числе: четыре увертюры, "Арагонская хота" Глинки, пять отрывков из оперы Мейербера "Il Propheto", пять отрывков из "Тангейзера" (опера Вагнера), пятнадцать арий и романсов, несколько хоров и morceaux d'ensemble, концерт на фортепьяно и Andante и Rondo на скрипке. На афише прочли мы имена большей части наших музыкальных знаменитостей". В концерте участвовали: Александрова-Кочетова, Меньшикова, Оноре, Н. Г. Рубинштейн, Орлов, Финокки, Демидов, Радонежский, Лауб и др.

    "Московских ведомостей" под заглавием "О Лаубе как основателе у нас настоящей скрипичной школы" (псевдоним "О. О. О."; Бернандт, 338).

    488. Статья "Рогнеда и другая новая опера Серова в его концерте 10 марта в всокресенье в Большом театре" появилась в "Современных известиях" 9 марта под псевдонимом "Тихоныч" (Бернандт, 340).

    489. В первом концерте Серова в Москве были исполнены сольные номера, хоры, симфонические отрывки из опер "Рогнеда", "Юдифь", "Не так живи, как хочется" (впоследствии "Вражья сила") и Малороссийские пляски из симфонической пантомимы "Вакула-кузнец".

    490. Бугаев Николай Васильевич (1837-1904), Столетов Александр Григорьевич (1839-1896) - профессора математики и физики Московского университета.

    Под "братом профессора Рачинского", то есть Сергея Александровича Рачинского, может подразумеваться его родственник (но не брат) Александр Викторович Рачинский (1826-1877) - писатель-историк, который много путешествовал, служил в разных местах, в том числе в Турции и Болгарии, знал массу языков, занимался также археологией. А. В. Рачинский был приятелем М. П. Погодина и А. С. Хомякова; в последнее десятилетие своей жизни занимался разбором архива знаменитой Ниловой пустыни на озере Селигер.

    491. Шрадик Генри (1846-1918) - скрипач, выпускник Брюссельской консерватории, в 1866--1868 профессор Московской консерватории.

    492. Второй концерт Серова в Москве проходил в Малом театре с участием Александровой и Меньшиковой, исполнившей малороссийскую песню Серова на слова Шевченко "От села до села" и песню "Ах, никто меня не любит"; кроме того были повторены отрывки из опер Серова.

    493. Имеется в виду певица Алина Александровна Хвостова (в замужестве Полякова), которая впоследствии часто выступала в концертах Петербургского отделения РМО.

    494. Эта лекция Серова была напечатана в "Современной летописи" под названием "Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл" (1868, No 16).

    495. Дюпон (Dupont) Жозеф (1838-1899) - дирижер итальянской труппы.

    496. Речь, вероятно, идет об Альберте Вивье (Vivier; 1816-1903) - композиторе, теоретике, авторе трактата "Traite complet d'harmonie" (1862).

    497. Упомянутый концерт состоялся 21 апреля в зале Благородного собрания и был организован самим Д. А. Агреневым-Славянским и Обществом славянских певцов; в программе были песни разных славянских народов.

    498. Письма М. И. Глинки к К. А. Булгакову (с предисловием М. Н. Лонгинова и примечаниями Одоевского - см.: Бернандт, 368) были напечатаны в журнале "Русский архив" в 1869.

    499. Леонова Дарья Михайловна (1829 или 1834-1896) - певица, солистка Мариинского и Большого театров.

    500. Возможно, речь идет об органе немецкого мастера Фридриха Ладегаста, который был изготовлен по заказу московского купца и мецената, музыканта-любителя Василия Алексеевича Хлудова (1843-1915). Другой приобретенный Хлудовым орган той же фирмы впоследствии, в 1886, был подарен им Московской консерватории. С 1998 этот инструмент в отреставрированном состоянии находится в ГЦММК.

    А. С. Уваровым нашел несколько древних церквей, в том числе церковь с двумя крещальнями. Сопоставляя этот факт с древнерусскими летописями, они сделали вывод, что в одной из этих крещален принял христианство великий князь Владимир. После окончания крымской войны здесь был устроен мужской монастырь. Затем на этом месте был построен величественный храм св. Владимира, включивший в себя остатки древних сооружений, причем в закладке храма в 1867 принимал участие лично Александр II. В таком свете становится понятно, почему князь Одоевский, носивший имя Владимир, подарил своему гостю старинную родовую икону.

    502. Имеется в виду книга, принадлежавшая Алексею Егоровичу Викторову (1827-1883), архивисту, хранителю отделения рукописей и старопечатных книг Румянцевского музея, с 1868 - заведующему архивом и канцелярией Оружейной палаты, члену Общества древнерусского искусства.

    503. Речь может идти об упоминаемой далее симфонической картине А. Г. Рубинштейна, но скорее имеется в виду увертюра Ю. К. Арнольда под тем же названием, сохранившаяся в архиве Одоевского.

    504. Митрополит Московский Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797-1879) прибыл в Москву из Сибири 25 мая 1868. Его вступление в должность было необычайно торжественным. После полувекового управления епархией митрополита Филарета Москва с напряжением ждала назначения нового пастыря, и выбор именно епископа Иннокентия, великого просветителя народов Сибири и Америки, вызвал всеобщий восторг. Новый митрополит сразу же развернул активную и разностороннюю деятельность. Как пишет биограф, "он являлся всюду, где можно и полезно быть, и принимал личное участие во всем. <...> Всякий, имевший в нем нужду, безбоязненно приходил к нему, в полной уверенности встретить у него добрый, радушный прием, сочувствие к горю и полную готовность оказать возможную помощь и словом, и делом" (Барсуков Иван. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883. С. 612-613).

    Одоевский мог знать владыку еще с тех времен, когда никому тогда не известный священник с Дальнего Востока Иван Вениаминов впервые приезжал в Петербург и Москву для печатания своих научных трудов и переводов Евангелия на языки дальневосточных народов, то есть с конца 1830-х - начала 1840-х годов. Во всяком случае митрополиту были близки обе темы, волновавшие Одоевского: образование в народных и духовных школах и церковное пение. Несколькими годами ранее владыка составил специальную Записку о воспитании духовного юношества, где предлагалась весьма радикальная и демократическая реформа духовной школы с целью ее приближения к жизни, прежде всего к народному быту. Что же касается пения, то названный выше биограф пишет: "... Митрополит Иннокентий очень любил хорошее пение, и преимущественно старинный напев. При нем в домовой его церкви на Троицком подворье никогда не было менее 18-ти человек Чудовских певчих. Порядок этот, установленный владыкою, не изменялся и тогда, когда он отсутствовал. <...> Чудовским хором в то время управлял ученик знаменитого Багрецова, Мечев" (Там же. С. 750-751; имеется в виду Алексей Иванович Мечев (1812-1907), отец св. Алексия Мечева и дед св. Сергия Мечева).

    506. Имеется в виду иероманах Арсений, который с 1860 являлся библиотекарем Троице-Сергиевой лавры. Вместе с иеромонахом Иларием (Москвиным) он составил подробное описание рукописей лаврской библиотеки, а также опубликовал "Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры" (СПб., 1868).

    507. Аарон (Александр Иванович Казанский; 1818-1890) - архимандрит, в течение более 20 лет регент в Троице-Сергиевой лавре; составитель Ирмология по напеву Лавры (издан Юргенсоном в 1887).

    508. Имеется в виду основной труд знаменитого немецкого физика Германа Гельмгольца - "Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки" (русский перевод - 1874).

    509. "Обедня Альбрехта" - по-видимому, часть его "Руководства к хоровому пению по цифирной методе Шеве" (приложение).

    "своеобразном мистическом настроении".

    511. Издание "Детские песни. Свежей памяти кормилицы и нянюшки Василисы Зиновьевны" П. А. Бессонова (М., 1868) вышло в свет без нотного текста; в другом труде Бессонов поясняет, что записанные Кашперовым и редактированные Одоевским песни предназначались для второго издания, но были утеряны.

    512. Одоевский, вероятно, имеет в виду труды барона Франсуа Александра Блейна (Blein) "Expose de quelques principes nouveaux sur l'acoustique et la theorie des vibrations..." (Paris, 1832) и "Note sur la loi des resonances graves resultant de deux sons donnes..." (Paris, 1827).

    513. Удивительным образом фамилия мальчика-скрипача совпадает с фамилией трагически погибающего скрипача Ефимова (только не Ивана, а Егора) в ранней, 1840-х годов, повести Достоевского "Неточка Незванова", где прототипом одного из главных персонажей, князя-филантропа Х-го, послужил известный писателю князь-филантроп Одоевский.

    514. В программе 1-го квартетного собрания РМО (1-я серия) были: квартет D dur Гайдна, фортепианное трио d moll Мендельсона, квартет Es dur Бетховена, а также "Песня без слов" Чайковского и Фантазия на мотивы музыки к "Сну в летнюю ночь" Мендельсона в исполнении Клиндворта.

    пьесы.

    516. В программе 3-го квартетного собрания РМО были: Квартет С dur Гайдна, Фортепианное трио А. Г. Рубинштейна, Квартет a moll op. 132 Бетховена, а также пьесы ор. 9 Шумана; партию фортепиано исполнял А. Г. Рубинштейн.

    517. Воспоминания A. M. Дюбюка о Джоне Филде появились в декабрьских книжках "Недели" за 1898 год.

    518. Речь идет об одном из центральных этнографических трудов митрополита Иннокентия - "Записки об островах Уналашкинского отдела", изданном впервые в Петербурге в 1840-1841 (в трех частях) и удостоенном тогда Демидовской премии.

    519. Штиль Генрих (1829-1886) - в 1853-1866 годах органист собора св. Петра в Риме, затем дирижер Singakademie в Берлине; концертировал в России и за границей; в 1862-1869 первый руководитель органного класса Петербургской консерватории.

    "Чешской увертюре" (2-я ред. - "В Чехии") М. А. Балакирева, сочиненной по случаю приезда "славянских гостей".

    521. Приводим упоминающееся в записи письмо А. Н. Серова (РГБ, ф. 380, карт. 15, No 30, л. 1):

    Воскресенье, 1 декабря 1868

    Многоуважаемый Князь Владимир Феодорович,

    Последние "Рогнеды" состоятся завтра, в понедельник, 2 декабря и послезавтра, во вторник, 3-го - от 10 1/2 часов все утро. Если Вам время позволяет, милости просим.

    Потрудитесь уведомить также Н. М. Потулова и свящ. Разумовского, которые заранее изъявляли мне желание быть на которой-нибудь из последних проб.

    Москва

    Hotel de la Paix, на Тверской

    P. S. He получили ли Вы письма на мое имя от баронессы Раден, из Михайловского дворца?

    Приписка рукой Одоевского (адресовано Н. М. Потулову):

    в самое это время в Сенате. Послушайте Вы за меня. Если увидите Серова, - скажите ему, что я никакого письма для него не получал. 2 декабря. Ваш К. В. О.

    до 2-х часов жена не будет дома.

    522. Приезд B. C. Серовой в Москву был действительно неожиданным. Вначале Серов поехал один на репетиции "Рогнеды", но его молодая жена соскучилась в Петербурге: "Настолько мне стали вдруг противны мои занятия и даже обычные более чем скромные одеяния, что я вздумала себе сшить белое платье и поехала к Серову в Москву экспромтом" (Серова B. C. Цит изд. С. 117).

    523. Возможно, речь идет о сочинении Одоевского "Опыты в пределах погласицы древнерусских тетрахордов. Двухорная песнь для фортепиано в четыре руки".

    Александрова) и музыкальная характеристическая картина "Иоанн Грозный" (ор. 80) А. Г. Рубинштейна.

    Раздел сайта: