• Приглашаем посетить наш сайт
    Шмелев (shmelev.lit-info.ru)
  • Одоевский В. Ф. - Разумовскому Д. В., 15 ноября 1862 г.

    Одоевский - Разумовскому

    15 ноября 1862

    Да Вы еще и математик, многоуважаемый Димитрий Васильевич! с Вами можно говорить математическим языком - что за благодать! да скажите: чего Вы не знаете!

    На первом листке у Вас гармонические дроби гаммы, которые Вы привели в целых с дробями. Можно привести эту дробь и в целые числа.

    (1) Относительно длины

    Ut

    re

    mi

    fa

    sol

    la

    si

    ut

    1

    8/9

    4/5

    3/4

    2/3

    3/5

    8/15

    1/2,

    по приведении к одному знаменателю = 

    8100......................................... 4050

    8100

    по сокращении:  

    180, 160, 144, 135, 120, 108, 96, 90

    180.

    (2) Относительно дрожаний, в акустике ее, обратную, изображают так:

      Ut

      re

      mi

      fa

      sol

      la

      si

     

      24,

      27,

      30,

      32,

      36,

      40,

      45,

      48.

    Я не поверял этого ряда, ибо предпочитаю обращаться с логарифмами.

    Но и изображение дробями имеет свою выгоду, ибо дает удобство разыскать genesis гаммы, что очень важно для нашего дела.

    Надобно доказать, что гамма не есть дело произвола, но выведена из естественного закона звуков.

    Аликвотные части струны дают:

      1/2

      1/3

      1/4

      1/5

      октава

     

      кварта

      терция

    1/2 то же, что 1/4, 1/3 то же, что 1/6.

    Остаются: 1/3 и 1/5,

    то есть что квинта производит 3 дрожания на целую струну = 1, а терция - 5 дрожаний.

    Следственно, при дрожащей струне, мы находим:

    х = число дрожаний целой струны,

    3х = квинта,

    5х = терция.

    Имея в виду, что число дрожаний второй октавы множится на 2, а 3-й - на 4, мы можем ввести все возможные величины в одну октаву.

    Разделив аликвотные тоны на 2, мы получим: 3x/2 и 5x/4

    то есть sol mi, предполагая основной тон Ut = 2/1.

    Таким образом мы получили чистое трезвучие (reine Dreyklang).

    Если мы возьмем разность между 2/1 и 3/2, то получим: 2/1: 3/2 = 4/3

    4x/3 есть средняя величина между 5x/4 и 3x/4 и будет, что называют квартой, Fa.

    3/2: 4/3 = 9/8

    9x/8 есть среднее между х и 5x/4, то есть секунда: Re.

    x = Ut

    9х/8 = Re

    5x/4 = Mi

    4x/3 = Fa

    3x/2 = Sol

    Но ту же самую операцию мы можем произвести начиная с 3x/2 (Sol), для образования двух тетрахордов тождественных.

    Ut: fa: : sol: Ut (M1: Ut = 2X/1

    Ut: re: : sol: La (M2: La = 27X/16

    Ut: mi: : sol: Si (- Si = 15X/8).

    Итак:

    NB

    Ut

    re

    mi

    fa

    sol

    la

    si

    Ut

    1

    9/8

    5/4

    4/3

    3/2

    27/16

    15/8

    2/1

    NB

    На полях:

    (27/16 почти = 5/3 то есть разность в 1/48.

    27/16 - 5/3 = 27/16 - 25/15 = ...)

    Все это прекрасно; только эта гамма не та, которая ныне в употреблении; обратите внимание на La; 26/16 не 3 есть 3/5

    Ut

    re

    mi

    fa

    sol

    la

    si

    Ut

    1

    9/8

    5/4

    4/3

    3/2

    27/16

    15/8

    2/1

    отличается от употребительной гаммы, как мы с Вами уверились на монохорде.

    Если принять за исходный пункт квинту: Q, то есть 3/2, то получится следующий функциональный ряд:

    Ut

    Sol

    Re(+)

    La

    Mi(NB)

    Si

    Fa#(NB)

    F(Q)=

    3x/2

    9x/4

    27x/8

    81x/16

    243x/32

    726x/64

    На полях:

    (+)

    3/2 x 3/2 = 9/4

    9/4 x 3/2 = 27/8

    и так далее.

    Или по старшинству звуков:

    Ut

    re

    mi

    fa# (NB)

    sol

    la

    si

    Ut

    1,

    9/8,

    81/16,

    729/64,

    3/2,

    27/8,

    243/32

    2;

    с приведением в одну и ту же октаву:

    Ut

    re

    mi

    fa

    sol

    la

    si

    Ut

    1,

    9/8,

    5,25/4

    4,5/3,

    3/2,

    6,5/4,

    (кажется, так?).

    В целых числах, принимая х = 32 и начиная с Fa, чтоб избегнуть диеза:

    обыкновенная гамма:

    Fa

    sol

    la

    si

    ut

    re

    mi

    fa

    32

    36

    40

    45

    48

    54

    60

    64

      по квинтовому вычитанию:

    32

    36

    40,5

    45 9/16

    48

    54

    60 3/4

    64

    В акустических логарифмах Прони, где базисом принята 1/12 интервала октавы:

    По вычислению чистыми квинтами:
     

    Ut

    re

    mi

    fa

    sol

    la

    si

    Ut

    L

    0,00

    2,04

    4,08

    4,98

    7,02

    9,06

    11,10

    12,00

    Здесь мы яснее видим важную роль квинты, то есть L 7,02, ибо:

    9,06 (la) - 2,04 (re) = 7,02

    11,10 (si) - 4,08 (mi) = 7,02

    12,00 (Ut) - 4,98 (fa) = 7,02.

    Гамма образуется правильно, но эта гамма не та, которую мы теперь слышим.

    в старинной гамме интервалы, в особенности La и Si, отличались от интервалов новейшей.

    Мы испытаем на монохорде старинную гамму.

    Ваши заметки о церковной гамме для меня драгоценны; именно тут и был у меня пробел; но я все-таки не удовлетворен: Вы указываете мне на господствующие звуки в каждом гласе; пределах каждого гласа? По господству ut и fa в первом гласе можно принять их за терции; так, что Ut предполагает в басу La, a Fa предполагает Re. Тогда будут: Re - La; но, наоборот, можно принять, что Ut есть бас для Mi и Fa - бас для La; тогда пределы 1-го гласа будут: La - Mi, что сходно с нашим первым гласом, где мелодия вращается между La и Mi (см. 1-й стих 1-го гласа в Октоихе: Господи воззвах).

    Когда мы с Вами свидимся? Выбирайте день: пятницу, субботу или воскресенье - разумеется обедать в 4 1/2 часа вечера. Дайте весточку, и я уже распоряжусь, чтобы быть свободным.

    Вас глубоко уважающий и любящий К. В. Одоевский

    Примечания

    В Дневнике под этим числом читаем: "Писал к Разумовскому математическое письмо".

    Вероятно, появление "математического письма" связано с работой Разумовского над статьей "О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения" (см. ниже). Более подробное и внятное изложение акустической теории Одоевского относительно образования диатонической гаммы и трезвучий см. в первой главе его опубликованной в 1868 "Музыкальной грамоты..." (Бернандт, 351-368).

    Раздел сайта: