• Приглашаем посетить наш сайт
    Северянин (severyanin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "IST"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке
    Входимость: 3. Размер: 107кб.
    2. Бернандт Г. Б.: "В. Ф. Одоевский и Бетховен". Об исторической роли Бетховена
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    3. Беседа В. Ф. Одоевского с Шеллингом (запись в путевом дневнике)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке
    Входимость: 3. Размер: 107кб.
    Часть текста: Ailes was ist, ist an sich Eins. Schelling *. * Все, что есть абсолютное единство, все, что есть, - есть в себе самом. Шеллинг. О СУЩНОСТИ ТЕОРИИ Прежде нежели приступить к самой истории искусства, необходимым кажется памятовать, что значит теория вообще. Из сего вопроса неминуемо разовьется другой вопрос: сколько должно быть таковых теорий? Если выведем, что таковая теория должна быть одна, то сей вывод необходимо предположит обратное исследование, то есть что произошло бы, если бы теорий было не одна, но несколько, и сверх того предположит разрешение вопроса о возможности таковой теории. Таким образом, по исследованию предыдущего нам возможно будет приступить к ответу на вопрос, составляющий предмет сего сочинения, то есть определения единой, истинной, постоянной теории искусства 1 . § 1. [...] Распространенное определение называется теориею. Повторим же вкратце теперь все сказанное нами и получим: нет предмета без сущности, нет предмета, который бы не имел определения, нет предмета, который бы не имел своей теории. § 2. Из предыдущего ясно следует, что теория всякого предмета должна быть одна, ибо предмет может иметь только одну сущность. [...] § 3. Если всякий предмет имеет только одну сущность, одну теорию, то трудно предположить, чтобы не было одной сущности, в которой бы заключались сущности всех предметов, теории, из которой бы истекали все прочие теории. Но не будем доверять себе и исследуем подробнее это предположение. § 4. [...] Должна же, наконец, быть мысль, которая была бы основанием всех оснований, условием всех условий. Без существования сей основной мысли мы не имели бы права сказать или возможности доказать самого простого опытного суждения, не имели бы права сказать, что, например, бумага бела 2 . § 5. Но неужели, спросят меня, люди до сих пор не могли догадаться о существовании истины столь простой и очевидной? Напротив, о существовании сего условия всех условий, или, иначе, Безуслова,...
    2. Бернандт Г. Б.: "В. Ф. Одоевский и Бетховен". Об исторической роли Бетховена
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: В этом проявилось ещё одно свидетельство широты его музыкально-исторической концепции. Ещё в 1830-х годах он писал: «Нам, народу молодому, свежему нужны живые гармонические струи Бетховена, Мендельсона-Бартольди; нам нужна музыка строгая, важная, как статуи древних; нам нужны мелодии, вырвавшиеся от избытка сердца, а не выжатые из плача притворной сентиментальности»*61. Посмертная маска Бетховена Сопоставление Бетховена и Мендельсона представляется здесь несколько неожиданным, но Одоевский всегда был убеждён в огромном значении Мендельсона, которого неоднократно именовал «законным наследником» великого симфониста, «вторым Бетховеном». В эпилоге «Русских ночей» Мендельсон наряду с Берлиозом и Глинкой фигурирует как член «триумвирата», «сохраняющего святыни развращённого, униженного, опозоренного на Западе искусства». Один из членов «триумвирата», а именно Глинка, указал в этом отношении на новый путь, «путь свежий, не початый»*62. Превосходная новелла Одоевского «Себастьян Бах» вызвала однажды прочувствованный отклик Герцена: «Что за прелесть! Она сильно подействовала на меня». И поныне «Себастьян Бах» продолжает удивлять нас глубиной и яркостью своего содержания, образностью мысли. Так, Одоевский в присущей ему афористической манере утверждает, что «поэзия всех веков и всех народов есть одно и то же гармоническое произведение; всякий художник прибавляет к нему свою черту, свой звук, своё слово; часто мысль, начатая великим поэтом, договаривается самым посредственным; часто тёмную мысль, зародившуюся в простолюдине, гений...
    3. Беседа В. Ф. Одоевского с Шеллингом (запись в путевом дневнике)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: Издания ваших сочинений ожидают с нетерпением. Шелл<инг>. Очень жалко, что до сих пор не имел времени окончить [моих трудов]. Я. Это тем более нужно, что Гегелева философия приводит многих к бездне отрицания и никого не удовлетворяет. Ш.<еллинг>. Гегель имеет много последователей в России? Я. Довольно. Шеллинг. Эта философия уничтожает всякое реальное знание. Я. Что вы думаете о St. Martin*? Ш<еллинг>. Много прекрасного и глубокого, но мне кажется, что многое у него не оригинальное, но заимствованное. В России много его последователей? Я. О нет. Ш<еллинг>. По крайней мере так было в высшем обществе. Я. Но не теперь. Ко мне он попался по библиомании, как редкость, читая, я был поражен сходством с вашими мыслями, хотя c'est tout autre chose 1* . Шеллинг. Да! Это сходство действительно существует? много отдельных глубоких мыслей, но это не философия в собственном смысле. До сих пор много существует его последователей под именем мартинистов. Я. Извините, если не ошибаюсь, этим именем называются последователи Мартинеца де Пасквалец 2 , учителя St. Martin, теурга, от которого St. Martin отделился, почитая опасными его теургические материальные операции. Шеллинг. Вы мне открываете факт, совершенно для меня новый, я вам очень благодарен за это. Я читал не все сочинения Сент-Мартена [именно потому, что у него есть сходство] и это обстоятельство упустил из вида; до сих пор я смешивал Сент-Мартена с Мартинецом. Я. Что вы думаете о Баадере 3 ? Ш<елшнг>. Этот человек был в противоречии с самим собою; он имел несколько оригинальных мыслей и был...