• Приглашаем посетить наш сайт
    Никитин (nikitin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1955"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Чертков Л. Н.: Одоевский В. Ф. (Краткая литературная энциклопедия. 1968)
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    2. Сахаров В. И.: Одоевский В. Ф. (Большая Советская Энциклопедия)
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    3. Силенок Л. Ю.: Одоевский В. Ф. (Музыкальная энциклопедия)
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    4. Русские ночи. Психологические заметки
    Входимость: 1. Размер: 83кб.
    5. Одоевский В. Ф. (Российская педагогическая энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    6. Фризман Л. Г.: Одоевский В. Ф. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь. 1990)
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    7. Бернандт Г. Б.: "В. Ф. Одоевский и Бетховен". "Русские ночи"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    8. Бернандт Г. Б.: "В. Ф. Одоевский и Бетховен". Впечатления современников
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    9. Одоевский В. Ф. - Краевскому А. А., без даты
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    10. Голубева О. Д.: Одоевский В. Ф. (Биографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    11. Русские ночи. Письмо А. А. Краевскому
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    12. Большакова В. В.: Психологические взгляды В. Ф. Одоевского
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    13. Игоша
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    14. Бернандт Г. Б.: "В. Ф. Одоевский и Бетховен". Об исторической роли Бетховена
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    15. Библиография педагогических сочинений Одоевского
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Чертков Л. Н.: Одоевский В. Ф. (Краткая литературная энциклопедия. 1968)
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    Часть текста: Л. Н.: Одоевский В. Ф. (Краткая литературная энциклопедия. 1968) ОДО́ЕВСКИЙ , Владимир Федорович [30. VII(11. VIII).1803 (по др. данным — 1804), Москва, — 27. II(11. III).1869, там же], князь, — рус. писатель, муз. критик. По отцу происходит из древнего княж. рода, мать — б. крепостная крестьянка. В 1816—22 учился в Моск. университетском благородном пансионе. Лит. деятельность начал в пансионском журн. «Каллиопа» (1820). Принимал участие в Вольном обществе любителей российской словесности, в кружке С. Е. Раича. В 1823—25 О. был пред. Об-ва любомудрия, занимавшегося изучением нем. философии. В 1824—25 совм. с В. К. Кюхельбекером О. издавал альм. « Мнемозина ». В 1826 переехал в Петербург. В 30-е гг. О. сотрудничал в пушкинском «Современнике», «Северных цветах», «Московском наблюдателе» и др. В 1833 опубл. «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою». В 1844 вышло собр. соч. О. в 3 томах. В 1843—48 вместе с А. П. Заблоцким-Десятовским издавал журн. «Сельское чтение», пользовавшийся успехом у крестьян, неоднократно переиздававшийся; В. Г. Белинский оценивал его как образец «народного чтения» (см. Полн. собр. соч., т. 9, 1955, с. 301—05). С 1846 О. служил пом. директора Публичной б-ки и директором Румянцевского музея. В 1862 ...
    2. Сахаров В. И.: Одоевский В. Ф. (Большая Советская Энциклопедия)
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: В 1826 переехал в Петербург. С 1846 помощник директора Публичной библиотеки и директор Румянцевского музея; с 1861 сенатор в Москве. Общественная деятельность О. весьма разностороння: он был одним из создателей и главных деятелей благотворительного общества посещения бедных, издателем журнала для крестьян «Сельское чтение», активно выступал с поддержкой реформ 1860-х гг. и др. Философско-эстетические взгляды О. весьма противоречивы. Воспитанный в атмосфере рационализма и просветительства, О. испытал затем сильное влияние немецкой идеалистической философии и эстетики, особенно Ф. В. Шеллинга . В художественном творчестве О. выступал и как продолжатель традиции просветительской сатиры, автор дидактических апологов и повестей («Бригадир», 1833; «Княжна Мими», 1834; «Княжна Зизи», 1839), и как признанный мастер фантастической романтической повести («Импровизатор», 1833; «Сильфида», 1837; «Саламандра», 1840; «Косморама», 1840). Среди неоконченных произведений О. — научно-фантастический роман-утопия «4338-й год» (опубликован в 1926), романы «Иордан Бруно и Петр Аретино», «Самарянин», «Русские ночи» (1844) — цикл из десяти новелл, обрамленных философскими беседами, — итоговое произведение русского философского романтизма 1830-х гг., отразившее характерную для него атмосферу исканий, дум об основных проблемах бытия и судьбах России. С середины 40-х гг. О. отошёл от литературной деятельности. В 1830—40-х гг. О. проделал эволюцию, аналогичную пути Шеллинга от «философии тождества» к «философии откровения» (что подтвердилось во время их личной встречи в 1842), в частности под воздействием французского философа-мистика 18 в. Л. Сен-Мартена . С конца 1850-х гг. характерен возрастающий интерес О. к «опытному познанию»...
    3. Силенок Л. Ю.: Одоевский В. Ф. (Музыкальная энциклопедия)
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: Грибоедовым, Д. В. Веневитиновым способствовало формированию демократич. взглядов О. на лит-ру и иск-во.  В 1826-62 жил в Петербурге, затем снова в Москве, попеременно занимая высокие должности в министерствах внутр. дел, гос. имуществ, в Сенате и др. Служил в цензурном комитете (с 1826), с 1846 помощник директора Публ. библиотеки и директор Румян-цевского музея в Петербурге (до перевода последнего в Москву), в 60-е гг. сенатор в Москве. Дом О. в Петербурге был одним из культурных центров рус. столицы. В лит. -муз. вечерах участвовал М. И. Глинка, с к-рым О. связывала дружба. Свидетельством их идейно-творч. близости явился совместный проект издания муз. журнала в кон. 30 - нач. 40-х гг. (не осуществлён). В этот период общался также с М. Ю. Лермонтовым, В. Г. Белинским, Н. В. Гоголем. С юных лет принимал участие в лит. -художеств. жизни Москвы, затем Петербурга. Сотрудничал в журн. "Вестник Европы", "Московский телеграф" (руководитель отдела муз. фельетона) и "Сын отечества" (до 1826), "Московский вестник" (1827-30), "Отечественные записки" (совм. с Белинским, 1839-1848), в пушкинском "Современнике" (с кон. 30-х гг.), "Искре" (60-е гг.) и др. С кон. 50-х гг. усилилась...
    4. Русские ночи. Психологические заметки
    Входимость: 1. Размер: 83кб.
    Часть текста:   Химики и другие естествоиспытатели имеют обыкновение вести журнал при своих опытах; в такой журнал они вносят все замеченное ими в продолжение явления, иногда подробно, иногда одним только указанием. Естественно, в сих замечаниях встречаются неполнота, ошибки, противоречия, но в том и польза сих заметок, ибо едва ли ошибки и заблуждения не столь же подвинули вперед науку, сколь и удачные опыты; часто в ошибке, в противоречии заключается прозрение в такую глубину, которой не досягает правильный, по-видимому, опыт; без заблуждений алхимиков не существовала бы химия; Ломоносов справедливо заметил, 1* что неосторожность Рихмана, приблизившегося во время грозы к громоотводу, была прямым опытом, доказавшим тожество между молнией и электричеством; слишком неудачный опыт привел Дюлона 2* к открытию странного тела, известного под названием хлористого азота, которому, кажется, суждено играть некогда важную роль в химических приложениях. Каждый из нас ежедневно и невольно производит подобные опыты над своею душою – при собственном ли ее на себя воздействовании, при встрече ли с внешними предметами. Вот журнал, веденный в продолжение многочисленных психологических процессов; может быть, он когда-нибудь пригодится на что-либо будущему духоиспытателю. Есть слова, которые мы часто употребляем, не обращая внимания на их глубокое значение; мы говорим: «Это противно ...
    5. Одоевский В. Ф. (Российская педагогическая энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: В 1824-25 издавал (вместе с В. К. Кюхельбекером) альманах "Мне-мозина" (вышло в свет 4 вып.). В 1826 переехал в Петербург и поступил на гос. службу. В 1838 назначен правителем дел К-та гл. попечительства для учреждения дет. приютов. По инициативе и при участии О. было образовано Об-во посещения бедных в Петербурге (1846). С 1846 пом. директора Имп. публичной б-ки и директор Румянцевского музея. В 1862 вернулся в Москву (в связи с переводом в Москву Румянцевского музея) и стал сенатором. На протяжении всей жизни О. внимательно следил за развитием пед. мысли в Европе и России. Он хорошо знал пед. идеи европ. учёных (И. Г. Песталоцци, Ж. Жирара), а также взгляды отеч. педагогов (Е. О. Гугеля, П. С. Гурьева, А. Г. Ободовского). О. ратовал за создание оригинальной рус. педагогики, к-рая должна быть на уровне лучших достижений мировой пед. науки и соответствовать потребностям рус. жизни ("... возникать из рус. быта и начинаться с понятий, известных рус. людям..."). Свои пед. и метод, взгляды О. изложил в книгах "Азбука для употребления в детских приютах" (1839), "Наука до науки. Книжка дедушки Иринея" (закончена в 1844), "Опыт о пед. способах при первоначальном образовании детей" (1845); в многочисленных наставлениях, пособиях, в советах учителям, в рецензиях на уч. книги и др. О. отстаивал идею всеобщего и всестороннего образования ("Проект об устройстве школ"),...
    6. Фризман Л. Г.: Одоевский В. Ф. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь. 1990)
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: Тогда же он увлекся учением Ф. Шеллинга, крупнейшим знатоком которого он стал и которого называл Колумбом XIX столетия. Позднее О. познакомился с Шеллингом и удивил его энциклопедичностью своих познаний и глубиной суждений. В 20 гг. многие русские писатели испытывали тягу к изучению философии, в которой искали ключ к пониманию происходящего в России и путь к строительству национальной культуры. О. это убеждение овладело раньше, чем другими, и не случайно он возглавил первый философский кружок - Общество любомудрия, сложившееся в 1823 г. В это общество входили люди, оставившие заметный след в истории русской литературы, критики и науки, в частности Д. В. Веневитинов и И. В. Киреевский. Близки к "любомудрам" были Ф. И. Тютчев, А. С. Хомяков, С. П. Шевырев, М. П. Погодин. Для них всех О. был признанным руководителем, обладал непререкаемым авторитетом, служил связующим звеном, примирял разногласия. О. поддерживал дружеские отношения с будущими декабристами. Он очень любил своего двоюродного брата А. И. Одоевского, среди его друзей и литературных единомышленников были А. С. Грибоедов и В. К. Кюхельбекер. В 1824--1825 гг. Кюхельбекер ...
    7. Бернандт Г. Б.: "В. Ф. Одоевский и Бетховен". "Русские ночи"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: введены отдельные рассказы. Но дело в том, что в эпоху, когда мне задумывались «Русские ночи», то есть в двадцатых годах, «Serapien's Brüder» мне вовсе не были известны; кажется, тогда эта книга и не существовала в наших книжных лавках». Охотно допускаем, что диалогическая форма могла прийти к Одоевскому и другим путём, как и самый замысел «Русских ночей», немыслимый и, быть может, невозможный вне широко насыщенной романтическими влияниями литературной атмосферы той поры. В этой атмосфере и сформировалось в главных своих чертах творчество Одоевского. Но русский романтизм приобрёл свои самобытные черты, неотъемлемые от его национальной сущности. И немудрено, что Одоевский запамятовал, что своему «Последнему квартету» он предпослал эпиграф из «Серапионов», который он, впрочем, мог заимствовать, не зная ещё всего произведения. Включая в 1844 году «Последний квартет Бетховена» в состав «Русских ночей»*23, Одоевский дополнил новеллу новыми страницами. Нельзя не выразить удивления, что едва ли не во всех...
    8. Бернандт Г. Б.: "В. Ф. Одоевский и Бетховен". Впечатления современников
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: современников Впечатления современников «Последний квартет Бетховена», как мы уже знаем, заслужил весьма лестную оценку современников, в том числе и Пушкина. Правда, мнение поэта дошло до Одоевского не непосредственно от самого Пушкина, однако из вполне достоверного источника и, что также существенно, вскоре, то есть менее чем через два месяца после выхода в свет «Северных цветов». 21 февраля 1831 года друг Одоевского публицист А. И. Кошелёв сообщил ему: «Пушкин весьма доволен твоим «Квартетом Бетговена». Он говорит, что это не только лучшая из твоих печатных пиес (что бы не много значило), но что едва когда-либо читали на русском языке статью столь замечательную и по содержанию и по слогу. Он бесится, что на неё обращают мало внимания. Он находил, что ты в етой пиесе доказал истину весьма для России радостную: а именно, что возникают у нас писатели, которые обещают стать на ряду с прочими европейцами, выражающими мысли нашего века»*29. Была причина, по которой Пушкин имел основание питать особого рода симпатию к «Последнему квартету...
    9. Одоевский В. Ф. - Краевскому А. А., без даты
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: миришься с пошлостью жизни и оттого, что дал в себе место скептицизму, миришься потому, что твоя филиппика принимает вид повести, сомневаешься потому, что не веришь в данное направление разума человеческого! Вы, господа, требуя в каждом деле разумного сознания, вы находитесь под влиянием странного оптического обмана, вам кажется, что вы требуете разумного сознания, а в самом деле вы хотите, чтобы вам верили на слово. Ваш criterium разум всего человечества; но как постигли вы его направление? Не чем другим, как вашим собственным разумом! Следственно, ваши слова "верь разуму человечества" значат "верь моему разуму!" - и, что бы вы ни делали, каким бы именем вы ни называли ваш criterium, а той сфере, где вы находитесь, вы всегда придете к этому заключению. А знаете ли, что значит это заключение? Верь моему разуму, следственно мой разум совершенен, следственно я - бог, т. е. вы другою дорогою, но дошли до одинакого заключения с римскими императорами, которые ставили себе статуи и заставляли им поклоняться. Этот роковой ход разума человеческого предвидела Библия в словах "не сотвори себе кумира!". Все мы чувствуем необходимость одной безусловной истины, которая осветила бы весь путь, нами...
    10. Голубева О. Д.: Одоевский В. Ф. (Биографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: "Сев. цветы", "Альциона", "Б-ка для чтения", "Моск. наблюдатель", "Современник", "ЖМНП", "Сев. пчела", "Отеч. зап.", "СПбВед.", "Рус. арх.", "Голос", "Рус. старина", "Киев, старина" и др. В 1823 с Д. В. Веневитиновым организовал О-во любомудрия с целью создания ориг. отеч. философии. Был дружен с будущими декабристами - двоюродным братом поэтом А. Одоевским и В. Кюхельбекером, с к-рым в 1824-25 издавал альм. "Мнемозина". В 1826 переехал в Петербург, поступил на службу в К-т цензуры иностр. при М-ве внутр. дел. Участвовал в пересмотре ценз, устава (1828). В июне 1828 назначен столоначальником в Деп. духовных дел иностр. исповеданий, в нояб. того же года - б-рем К-та цензуры иностр. (до 1839). Был чл. Деп. гос. хоз-ва и публичных зданий (1833), работал в комис. по приведению в единообразие рос. мер и весов (1835), в к-те для сост. правил о производстве следствий, назначался в комис. для усовершенствования пожарной части ...