• Приглашаем посетить наш сайт
    Пересказы (kratko.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1956"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Измайлов Н. В.: Пушкин и В. Ф. Одоевский
    Входимость: 4. Размер: 74кб.
    2. Переписка А. С. Пушкина и В. Ф. Одоевского
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    3. Русские ночи. Последний квартет Бетховена
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    4. Бернандт Г. Б.: "В. Ф. Одоевский и Бетховен". Русский бетховенианец
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    5. Голубева О. Д.: Одоевский В. Ф. (Биографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    6. Гаврилова Светлана: В. Ф. Одоевский о будущем России
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    7. Бернандт Г. Б.: "В. Ф. Одоевский и Бетховен". Впечатления современников
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    8. Русские ночи. Эпилог
    Входимость: 1. Размер: 177кб.
    9. Сахаров В. И.: Одоевский В. Ф. (Большая Советская Энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    10. Русские ночи. Opere del cavaliere Giambattista Piranesi
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    11. Фризман Л. Г.: Одоевский В. Ф. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь. 1990)
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    12. Русские ночи. Бал
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    13. Сахаров Всеволод: Сеятель мыслей. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского
    Входимость: 1. Размер: 71кб.
    14. Опыт безымянной поэмы
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    15. Сахаров В. Я.: О жизни и творениях В. Ф. Одоевского
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    16. Чертков Л. Н.: Одоевский В. Ф. (Краткая литературная энциклопедия. 1968)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    17. Русские ночи. Примечание к "Русским ночам"
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    18. Силенок Л. Ю.: Одоевский В. Ф. (Музыкальная энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Измайлов Н. В.: Пушкин и В. Ф. Одоевский
    Входимость: 4. Размер: 74кб.
    Часть текста: открывают более точные исторические перспективы. Пушкин, как одно из слагаемых в общем литературном, очень разнородном, движении 1820—1830-х годов, как один из деятелей, неизмеримо, конечно, превосходящий других силою своего дарования, но не поглощающий остальных течений, то его признающих, то с ним борющихся и от него отталкивающихся, — вводится в общее историческое русло; вместе с тем и рельефнее выступают окружающие его деятели. 1 Одним из таких современников, наиболее своеобразных и значительных, является в 1830-х годах В. Ф. Одоевский. Он не был интимным другом Пушкина, как Дельвиг или Жуковский, ни постоянным, долголетним литературныј собеседником и поверенным, как Плетнев или Вяземский, не принадлежал вообще к близкому окружению Пушкина. Много лет спустя он сам так определял свои отношения к великому поэту: «Мы познакомились не с ранней молодости (мы жили в разных городах), а лишь перед тем временем, когда он задумал издавать „Современник“ и пригласил меня участвовать в этом журнале; следственно, я, что называется, товарищем детства Пушкина не был; ...
    2. Переписка А. С. Пушкина и В. Ф. Одоевского
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    Часть текста: связывал близкий обоим круг "Московского вестника"; первое известное упоминание Пушкина об Одоевском (начало 1827 года) - устный отзыв поэта на его критическую статью, помещенную именно в этом журнале (см.: PC, 1904, No 3, с. 705--706; ЛН, т. 16--18, с. 691--692). К 1830 году Одоевский уже сотрудник "Литературной газеты" и "Северных цветов". Время наиболее близких отношений Пушкина и Одоевского - 1830-е годы, отмеченные целым рядом совместных творческих и издательских замыслов: в 1833 году Одоевский и Гоголь задумали альманах "Тройчатка" с участием Пушкина; к 1835 году относится принадлежавший Пушкину и Одоевскому проект "Современного летописца политики, наук и литературы". Наконец, Одоевский был одним из деятельных помощников Пушкина в издании "Современника": он взял на себя типографские хлопоты по журналу, в отсутствие Пушкина - формирование и выпуск II тома (совместно с Плетневым и отчасти Краевским), принимал самое непосредственное участие в подготовке I(V) тома на 1837 год. Все это нашло отражение в переписке, относящейся к 1833--1836 годам. Самый ее характер свидетельствует о регулярном и близком общении: большею частью это - коротенькие, в одну-две строчки, городские записки, как бы продолжение, обрывки или дополнение устных разговоров. Именно...
    3. Русские ночи. Последний квартет Бетховена
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: «С некоторых людей, – сказал он, – природа или особенные обстоятельства сорвали завесу, за которою мы потихоньку занимаемся разными сумасбродствами. Они похожи на тех насекомых, с коих анатомист снимает перепонку и тем обнажает движение их мускулов. Что в нас только мысль, то в Креспеле действие». Гофман. 1827 года, весною, в одном из домов венского предместия несколько любителей музыки разыгрывали новый квартет Бетховена, только что вышедший из печати. С изумлением и досадою следовали они 2* за безобразными порывами ослабевшего гения: так изменилось перо его! Исчезла прелесть оригинальной мелодии, полной поэтических замыслов; художническая отделка превратилась в кропотливый педантизм бездарного контрапунктиста; огонь, который прежде пылал в его быстрых аллегро и, постепенно усиливаясь, кипучею лавою разливался в полных, огромных созвучиях, – погас среди непонятных диссонансов, а оригинальные, шутливые темы веселых менуэтов превратились в скачки и трели, невозможные ни на каком инструменте. Везде ученическое, недостигающее стремление к эффектам, не существующим в музыке; везде какое-то темное, не понимающее себя чувство. И это был все тот же Бетховен, тот же, которого имя, вместе с именами Гайдна и Моцарта, тевтонец произносит с восторгом и гордостию! – Часто, приведенные в отчаяние бессмыслицею сочинения, музыканты бросали смычки и готовы были спросить: не насмешка ли это над творениями бессмертного? Одни приписывали упадок его глухоте, поразившей Бетховена в последние годы его жизни; другие – сумасшествию, также иногда омрачавшему его творческое дарование; у кого вырывалось суетное сожаление; а иной насмешник вспоминал, как Бетховен в...
    4. Бернандт Г. Б.: "В. Ф. Одоевский и Бетховен". Русский бетховенианец
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: С самых юных лет Одоевский преклонялся перед Бетховеном (как и перед Бахом), отлично знал его музыку. Бетховен для него — могучий творческий характер, более того — знамя борьбы человечества в его благородных стремлениях к свободе и к счастью, символ движения вперёд. Таким именно всегда воспринимали Бетховена передовые умы России, начиная с декабристов. Героические, свободолюбивые идеи бетховенского творчества неизменно вдохновляли лучших людей века, звали их «через борьбу к победе». Недаром памяти декабриста А. И. Одоевского (двоюродного брата В. Ф.) Н. П. Огарев посвятил пламенные строки своего известного стихотворения «Героическая симфония Бетховена»: Я вспомнил вас, торжественные звуки, Но применил не к витязю войны, А к людям доблестным, погибшим среди муки За дело вольное народа и страны. Мне слышатся торжественные звуки Конца, который грозно трепетал. И жалко мне, что я умру без муки За дело вольное, которого искал. Знаменательно, что Огарёв воспринимал музыку Бeтховена неразделимо от личности композитора, вызывавшей в нём истинное благоговение. Под впечатлением прочитанной переписки...
    5. Голубева О. Д.: Одоевский В. Ф. (Биографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: Свободно владел фр., нем., ит., англ., исп., знал церк. -славян., лат., древнегреч. яз. Первый лит. опыт "Химикант Вильгельм (Из переписки двух приятелей)" О. напечатал в журн. "Благонамеренный" в 1820. Впоследствии публиковался в журн., альм, и газ.: "Вест. Европы", "Сын отечества", "Мнемозина", "Моск. телеграф", "Урания", "Лит. газ.", "Атеней", "Сев. цветы", "Альциона", "Б-ка для чтения", "Моск. наблюдатель", "Современник", "ЖМНП", "Сев. пчела", "Отеч. зап.", "СПбВед.", "Рус. арх.", "Голос", "Рус. старина", "Киев, старина" и др. В 1823 с Д. В. Веневитиновым организовал О-во любомудрия с целью создания ориг. отеч. философии. Был дружен с будущими декабристами - двоюродным братом поэтом А. Одоевским и В. Кюхельбекером, с к-рым в 1824-25 издавал альм. "Мнемозина". В 1826 переехал в Петербург, поступил на службу в К-т цензуры иностр. при М-ве внутр. дел. Участвовал в пересмотре ценз, устава (1828). В июне 1828 назначен столоначальником в Деп. духовных дел...
    6. Гаврилова Светлана: В. Ф. Одоевский о будущем России
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: повествуя об идеальном мире - пророчество" 1). Одним из русских романтиков позапрошлого столетия был видный мыслитель и общественный деятель того времени князь Владимир Федорович Одоевский (1803-1869). Духовная биография этого мыслителя была сложна и долга, включала в себя полвека русской жизни, и Одоевский мог сказать о себе то же, что и говорил он об одном из своих героев: "Три поколения прошли мимо него, и он понимал язык каждого" 2). Одоевский не был бурным романтическим "гением", тонким мечтателем-лириком или же ироническим скептиком. Это именно русский мыслитель, деятельный, всеобъемлющий ум, упрямо стремящийся к "воссоединению всех раздробленных частей здания". На процесс формирования миросозерцания В. Ф. Одоевского оказали известное влияние шеллингианские идеи, но рационализм его имеет свой существенный оттенок. Романтик сочетался в нем с упорным "искателем истины", со страстным "желанием дойти до самого дна", до постижения тайн механизма, "связи мысли и выражения", до "сокровищных" тайн души человеческой. В. Ф. Одоевский искал разгадку этих "тайн" всюду, где было ему доступно: и в философии, и в интуитивно-чувственной сфере (подсознательном), и в опыте "положительных" естественных наук. В 1823 году Владимир Одоевский и его друг поэт Дмитрий Веневитинов создают знаменитое общество любомудрия, объединившее в своих рядах представителей передовой дворянской молодежи Москвы. Это новое поколение...
    7. Бернандт Г. Б.: "В. Ф. Одоевский и Бетховен". Впечатления современников
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: Ф. Одоевский и Бетховен" Впечатления современников Впечатления современников «Последний квартет Бетховена», как мы уже знаем, заслужил весьма лестную оценку современников, в том числе и Пушкина. Правда, мнение поэта дошло до Одоевского не непосредственно от самого Пушкина, однако из вполне достоверного источника и, что также существенно, вскоре, то есть менее чем через два месяца после выхода в свет «Северных цветов». 21 февраля 1831 года друг Одоевского публицист А. И. Кошелёв сообщил ему: «Пушкин весьма доволен твоим «Квартетом Бетговена». Он говорит, что это не только лучшая из твоих печатных пиес (что бы не много значило), но что едва когда-либо читали на русском языке статью столь замечательную и по содержанию и по слогу. Он бесится, что на неё обращают мало внимания. Он находил, что ты в етой пиесе доказал истину весьма для России радостную: а именно, что возникают у нас писатели, которые обещают стать на ряду с прочими европейцами, выражающими мысли нашего века»*29. Была причина, по которой Пушкин имел основание питать особого рода симпатию к «Последнему квартету Бетховена». Вспомним, что замысел произведения «Моцарт и Сальери» о другом великом музыканте, несколькими месяцами ранее воплощённый Пушкиным с непревзойдённой глубиной поэтического проникновения, был ещё свеж в памяти поэта, а потому особенно близок ему и дорог. Исследователи «Моцарта и Сальери» неоднократно задавались вопросом — из каких источников Пушкин мог почерпнуть музыкальные сведения, использованные им хотя и в ограниченном объёме, в названном сочинении. Среди имён, которые могли быть полезны поэту в этом...
    8. Русские ночи. Эпилог
    Входимость: 1. Размер: 177кб.
    Часть текста: словом простирается лишь до некоторой степени; определить эту степень действительно невозможно посредством слов – ее должно ощутить в себе. Вячеслав. Так пробуди же во мне это ощущение. Фауст. Не могу – если оно само в тебе не пробуждается; можно человека навести на это ощущение, указывая на разные психологические, физиологические и физические явления; но произвести это ощущение в другом без собственного его внутреннего процесса – нет возможности; точно так же, как можно человека навести на идею красоты, совершенства, гармонии; но дать ощупать эту идею невозможно, ибо полного выражения этой идеи не найдешь в природе, – она лишь в голове Рафаэля, Моцарта и других людей в этом роде. Виктор. Если так, то и никакие твои физические явления не могут служить для выражения мысли, а ты когда-то сказал, что в природе буквы постоянные, стереотипные. Уж воля твоя, для меня всего яснее слово или цифра, нежели все эти сравнения и метафоры, которыми ты и твоя рукопись так щедро нас наделяешь. Фауст. Ты напрасно хочешь обвинить меня в противоречии;...
    9. Сахаров В. И.: Одоевский В. Ф. (Большая Советская Энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: , в 1827—30 — один из основных деятелей журнала «Московский вестник» , был соредактором пушкинского «Современника» . В 1826 переехал в Петербург. С 1846 помощник директора Публичной библиотеки и директор Румянцевского музея; с 1861 сенатор в Москве. Общественная деятельность О. весьма разностороння: он был одним из создателей и главных деятелей благотворительного общества посещения бедных, издателем журнала для крестьян «Сельское чтение», активно выступал с поддержкой реформ 1860-х гг. и др. Философско-эстетические взгляды О. весьма противоречивы. Воспитанный в атмосфере рационализма и просветительства, О. испытал затем сильное влияние немецкой идеалистической философии и эстетики, особенно Ф. В. Шеллинга . В художественном творчестве О. выступал и как продолжатель традиции просветительской сатиры, автор дидактических апологов и повестей («Бригадир», 1833; «Княжна Мими», 1834; «Княжна Зизи», 1839), и как признанный мастер фантастической романтической повести («Импровизатор», 1833; «Сильфида», 1837; «Саламандра», 1840; «Косморама», 1840). Среди неоконченных произведений О. — научно-фантастический роман-утопия «4338-й год» (опубликован в 1926), романы «Иордан Бруно и Петр Аретино», «Самарянин», «Русские ночи» (1844) — цикл из десяти новелл, обрамленных философскими беседами, — итоговое произведение русского философского романтизма 1830-х гг., отразившее характерную для него атмосферу исканий, дум об основных проблемах бытия и судьбах России. С середины 40-х гг. О. отошёл от литературной деятельности. В 1830—40-х гг. О. проделал эволюцию, аналогичную пути Шеллинга от «философии тождества» к «философии откровения» (что подтвердилось во время их личной встречи в 1842), в частности под воздействием...
    10. Русские ночи. Opere del cavaliere Giambattista Piranesi
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    Часть текста: только одна страсть, про которую покойница жена рассказывала таким образом: «Вот, примером сказать, Алексей Степаныч, уж чем не человек, и добрый муж, и добрый отец, и хозяин – все бы хорошо, если б не его несчастная слабость…» Тут тетушка останавливалась. Незнакомый часто спрашивал: «Да что, уж не запоем ли, матушка?» – и готовился предложить лекарство; но выходило на деле, что эта слабость – была лишь библиомания. Правда, эта страсть в дяде была очень сильна; но она была, кажется, единственное окошко, чрез которое душа его заглядывала в мир поэтический; во всем прочем старик был – дядя как дядя, курил, играл в вист по целым дням и с наслаждением предавался северному равнодушию. Но лишь доходило дело до книг, старик перерождался. Узнав о цели нашего путешествия, он улыбнулся и сказал: «Молодость! молодость! Романтизм да и только! Что бы обернуться вокруг себя? уверяю вас, не ездя далеко, вы бы нашли довольно материалов». – Мы не...