• Приглашаем посетить наш сайт
    Дружинин (druzhinin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1959"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Измайлов Н. В.: Пушкин и В. Ф. Одоевский
    Входимость: 3. Размер: 74кб.
    2. Переписка А. С. Пушкина и В. Ф. Одоевского
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    3. Белинский В. Г.: Сочинения князя В. Ф. Одоевского
    Входимость: 2. Размер: 102кб.
    4. Дневник В. Ф. Одоевского 1859-1869 гг. "Текущая хроника и особые происшествия". 1864 год
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    5. Одоевский В. Ф. (Энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    6. Бернандт Г. Б.: "В. Ф. Одоевский и Бетховен". Об исторической роли Бетховена
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    7. Чертков Л. Н.: Одоевский В. Ф. (Краткая литературная энциклопедия. 1968)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    8. Русские ночи. Бал
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    9. Голубева О. Д.: Одоевский В. Ф. (Биографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    10. Назиров Р. Г.: Владимир Одоевский и Достоевский
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    11. Кухня: Лекции господина Пуфа о кухонном искусстве. Лекция 7. Кухонные заблуждения. Роскошные, но дурные обеды. Русско-французская уха
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    12. Сахаров В. И.: Одоевский В. Ф. (Большая Советская Энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Измайлов Н. В.: Пушкин и В. Ф. Одоевский
    Входимость: 3. Размер: 74кб.
    Часть текста: лишь предшественники, расчищающие ему дорогу, или последователи, от него исходящие и ему подражающие. Лишь новейшие историко-литературные изучения, разрушая эти представления, дают иное освещение, открывают более точные исторические перспективы. Пушкин, как одно из слагаемых в общем литературном, очень разнородном, движении 1820—1830-х годов, как один из деятелей, неизмеримо, конечно, превосходящий других силою своего дарования, но не поглощающий остальных течений, то его признающих, то с ним борющихся и от него отталкивающихся, — вводится в общее историческое русло; вместе с тем и рельефнее выступают окружающие его деятели. 1 Одним из таких современников, наиболее своеобразных и значительных, является в 1830-х годах В. Ф. Одоевский. Он не был интимным другом Пушкина, как Дельвиг или Жуковский, ни постоянным, долголетним литературныј собеседником и поверенным, как Плетнев или Вяземский, не принадлежал вообще к близкому окружению Пушкина. Много лет спустя он сам так определял свои отношения к великому поэту: «Мы познакомились не с ранней молодости (мы жили в разных городах), а лишь перед тем временем, когда он задумал издавать „Современник“ и пригласил меня участвовать в этом журнале; следственно, я, что называется, товарищем детства Пушкина не был; мы даже с ним не были на ты — он и по летам и по всему был для меня старши?м; но я питал к нему глубокое уважение и душевную любовь и смею сказать гласно, что эти чувства были между нами взаимными». 2 Писанное почти четверть века после смерти Пушкина и фактически (в хронологическом отношении) не вполне точное, это признание верно передает самую сущность отношений обоих писателей: почва их сближени — чисто...
    2. Переписка А. С. Пушкина и В. Ф. Одоевского
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    Часть текста: общества любомудров, издателем (совместно с В. К. Кюхельбекером) альманаха "Мнемозина" (1824--1825), в котором печатались стихотворения Пушкина. Личное знакомство с Пушкиным относится к 1827--1828 годам, когда Одоевский переехал в Петербург (см . Черейский, с. 284), однако до этого их уже заочно связывал близкий обоим круг "Московского вестника"; первое известное упоминание Пушкина об Одоевском (начало 1827 года) - устный отзыв поэта на его критическую статью, помещенную именно в этом журнале (см.: PC, 1904, No 3, с. 705--706; ЛН, т. 16--18, с. 691--692). К 1830 году Одоевский уже сотрудник "Литературной газеты" и "Северных цветов". Время наиболее близких отношений Пушкина и Одоевского - 1830-е годы, отмеченные целым рядом совместных творческих и издательских замыслов: в 1833 году Одоевский и Гоголь задумали альманах "Тройчатка" с участием Пушкина; к 1835 году относится принадлежавший Пушкину и Одоевскому проект "Современного летописца политики, наук и литературы". Наконец, Одоевский был одним из деятельных помощников Пушкина в издании "Современника": он взял на себя типографские хлопоты по журналу, в отсутствие Пушкина - формирование и выпуск II тома...
    3. Белинский В. Г.: Сочинения князя В. Ф. Одоевского
    Входимость: 2. Размер: 102кб.
    Часть текста: противопоставляться авторитетам, которые до того времени считались непогрешительными образцами и далее которых идти, в мысли или в форме, строжайше запрещалось литературным кодексом, получившим имя классического и по давности времени пользовавшегося значением корана. Эта борьба старого и нового известна под именем борьбы романтизма с классицизмом. Если сказать по правде, тут не было ни классицизма, ни романтизма, а была только борьба умственного движения с умственным застоем; но борьба, какая бы она ни была, редко носит имя того дела, за которое она возникла, и это имя, равно - как и значение этого дела, почти всегда узнаются уже тогда, как борьба кончится. Все думали, что спор был за то, которые писатели должны быть образцами - древние ли греческие и латинские и их рабские подражатели - французские классики XVII и XVIII столетий, или новые - Шекспир, Байрон, Вальтер Скотт, Шиллер и Гете; а между тем в сущности-то спорили о том, имеет ли право на титло поэта, и еще притом великого, такой поэт, как Пушкин,...
    4. Дневник В. Ф. Одоевского 1859-1869 гг. "Текущая хроника и особые происшествия". 1864 год
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    Часть текста: нелепого нигилистского молитвенника - который соблазнителен для молодежи - и между тем такой же яд, как езуитская теория, столь сходная с нигилистской. 3 января В ложе Борха на "Фаусте" Гуно; calques de Meyerber, de Wagner, d'Offenbach au genre vaudeville - mais un faire excellent, des ficelles parfaites, instrumentation interessante et experimente - ce n'est que le veritable art qui manque {Подражание Мейерберу, Вагнеру, Оффенбаху в духе водевиля - но в общем прелестная вещь с удачными выдумками, с опытной и интересной оркестровкой - недостает только настоящего искусства.}. 5 января Рассказывают о деле Жилинского, будто бы старик отец (сын его в русской службе) был в Виленской губернии взят ошибочно вместо другого и с завязанными назад руками привезен в Вильну, где просидел в тюрьме 3 месяца и выпущен без допроса. 6 января В опере. Серова "Юдифь" - это первая опера великого композитора. Зала полнехонька, не смотря на то, что 18-е представление и что в тот же день давали "Фауста" Гуно. Г-жа Бьянки - всегда между двумя нотами, ни одного звука определенного. Сарриоти очень хорош. 8 января Иностранная пресса находит вполне естественным, что польский убийца хочет застать нас врасплох и всадить нам нож в горло, а когда мы выбиваем этот нож из рук убийцы, та же пресса кричит об угнетении. Маццини говорил Л. Нэпиру: следует считаться с местом, временем, положением. Революционеры 1793 г. воздвигали эшафоты, мы же должны прибегнуть к кинжалу. Непир вышел очень взволнованный с этого собрания, куда он был привлечен то ли любопытством, то ли сочувствием {Запись в подлиннике по-французски }. 9 января Краевский,...
    5. Одоевский В. Ф. (Энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года. По переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор. Первым выступлением Одоевского в печати были переводы с немецкого, опубликованные в «Вестнике Европы» в 1821. Там же в 1822–1823 публикуются Письма к Лужницкому старцу , одно из которых, Дни досад , привлекло своим негодующим настроем внимание А. С. Грибоедова, который познакомился с Одоевским и оставался его близким другом до конца своей жизни. В юношеские годы Одоевский был дружен со своим старшим двоюродным братом, поэтом и будущим декабристом А. И. Одоевским, как о том свидетельствует его Дневник студента (1820–1821): «Александр был эпохою в моей жизни». Брат безуспешно пытался остеречь его от «глубокомысленных умозрений непонятного Шеллинга», однако кузен...
    6. Бернандт Г. Б.: "В. Ф. Одоевский и Бетховен". Об исторической роли Бетховена
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: плача притворной сентиментальности»*61. Посмертная маска Бетховена Сопоставление Бетховена и Мендельсона представляется здесь несколько неожиданным, но Одоевский всегда был убеждён в огромном значении Мендельсона, которого неоднократно именовал «законным наследником» великого симфониста, «вторым Бетховеном». В эпилоге «Русских ночей» Мендельсон наряду с Берлиозом и Глинкой фигурирует как член «триумвирата», «сохраняющего святыни развращённого, униженного, опозоренного на Западе искусства». Один из членов «триумвирата», а именно Глинка, указал в этом отношении на новый путь, «путь свежий, не початый»*62. Превосходная новелла Одоевского «Себастьян Бах» вызвала однажды прочувствованный отклик Герцена: «Что за прелесть! Она сильно подействовала на меня». И поныне «Себастьян Бах» продолжает удивлять нас глубиной и яркостью своего содержания, образностью мысли. Так, Одоевский в присущей ему афористической манере утверждает, что «поэзия всех веков и всех народов есть одно и то же гармоническое произведение; всякий художник прибавляет к нему свою черту, свой звук, своё слово; часто мысль, начатая великим поэтом, договаривается самым посредственным; часто тёмную мысль, зародившуюся в простолюдине, гений выводит в свет не мерцающий; чаще поэты,...
    7. Чертков Л. Н.: Одоевский В. Ф. (Краткая литературная энциклопедия. 1968)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: в кружке С. Е. Раича. В 1823—25 О. был пред. Об-ва любомудрия, занимавшегося изучением нем. философии. В 1824—25 совм. с В. К. Кюхельбекером О. издавал альм. « Мнемозина ». В 1826 переехал в Петербург. В 30-е гг. О. сотрудничал в пушкинском «Современнике», «Северных цветах», «Московском наблюдателе» и др. В 1833 опубл. «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою». В 1844 вышло собр. соч. О. в 3 томах. В 1843—48 вместе с А. П. Заблоцким-Десятовским издавал журн. «Сельское чтение», пользовавшийся успехом у крестьян, неоднократно переиздававшийся; В. Г. Белинский оценивал его как образец «народного чтения» (см. Полн. собр. соч., т. 9, 1955, с. 301—05). С 1846 О. служил пом. директора Публичной б-ки и директором Румянцевского музея. В 1862 в связи с переводом музея возвратился в Москву. Ранний период творчества О. отмечен влиянием Шеллинга и нем. романтич. школы (Л. Тик, Ф. Новалис, Э. Т. А. Гофман). Однако постепенно О. пришел к своеобразному позитивизму, стремлению познать природу в ее целостности и полноте и к вере в возможность положит. науки выполнить эту задачу. Это стремление в сочетании с разносторонними интересами О. отразилось в центр. его произв. «Русские ночи», к-рое можно считать осн. лит. памятником рус. любомудрия. «Русские ночи», задуманные еще в ...
    8. Русские ночи. Бал
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: кровавые руки. Как, зачем, из-за чего была свалка, знают немногие, и то про себя; но что нужды! победа! победа! во всем городе радость! сигнал подан: праздник за праздником; никто не хочет отстать от других. Тридцать тысяч вон из строя! Шутка ли! все веселится, поет и пляшет…] Бал разгорался час от часу сильнее; тонкий чад волновался над бесчисленными тускнеющими свечами; сквозь него трепетали штофные занавесы, мраморные вазы, золотые кисти, барельефы, колонны, картины; от обнаженной груди красавиц поднимался знойный воздух, и часто, когда пары, будто бы вырвавшиеся из рук чародея, в быстром кружении промелькали перед глазами, – вас, как в безводных степях Аравии, обдавал горячий, удушающий ветер; час от часу скорее развивались душистые локоны; смятая дымка небрежнее свертывалась на распаленные плечи; быстрее бился пульс; чаще встречались руки, близились вспыхивающие лица; томнее делались взоры, слышнее смех и шопот; старики поднимались с мест своих, расправляли бессильные члены, и в полупотухших, остолбенелых глазах мешалась горькая зависть с горьким воспоминанием прошедшего, – и все вертелось, прыгало, бесновалось в сладострастном безумии… На небольшом возвышении с визгом скользили смычки по натянутым струнам; трепетал могильный голос волторн, и однообразные звуки литавр отзывались насмешливым хохотом. Седой капельмейстер, с улыбкой на лице, вне себя от восторга, беспрестанно учащал размер и взором, телодвижениями возбуждал утомленных музыкантов. «Не правда ли? – говорил он мне отрывисто, не оставляя смычка. – Не правда ли? я говорил, что бал будет на славу, – и сдержал свое слово; все дело в музыке; я ее нарочно так и составил, чтобы она с места поднимала… не давала бы задуматься… так приказано… в сочинениях славных музыкантов есть странные места – я славно подобрал их – в этом все дело; вот,...
    9. Голубева О. Д.: Одоевский В. Ф. (Биографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: (11.08.1804, Москва - 11.03.1869, там же), писатель, музыковед, философ, журналист, пом. дир. ПБ в 1846-61. Последний представитель старинного кн. рода. Одоевских. Отец - дир. Моск. ассигнац. банка. В 1822 О. окончил Моск. унив. благородный пансион. Усиленно занимался естеств. науками: изучал анатомию, физиологию, физику, химию, технику. Свободно владел фр., нем., ит., англ., исп., знал церк. -славян., лат., древнегреч. яз. Первый лит. опыт "Химикант Вильгельм (Из переписки двух приятелей)" О. напечатал в журн. "Благонамеренный" в 1820. Впоследствии публиковался в журн., альм, и газ.: "Вест. Европы", "Сын отечества", "Мнемозина", "Моск. телеграф", "Урания", "Лит. газ.", "Атеней", "Сев. цветы", "Альциона", "Б-ка для чтения", "Моск. наблюдатель", "Современник", "ЖМНП", "Сев. пчела", "Отеч. зап.", "СПбВед.", "Рус. арх.", "Голос", "Рус. старина", "Киев, старина" и др. В 1823 с Д. В. Веневитиновым организовал О-во любомудрия с целью создания ориг. отеч. философии. Был дружен с будущими декабристами - двоюродным братом поэтом А. Одоевским и В. Кюхельбекером, с...
    10. Назиров Р. Г.: Владимир Одоевский и Достоевский
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: Федорович Одоевский был неровным писателем. Излишнее многословие, холодная рационалистичность иных его фантазий и аллегорий — все это делает чтение произведений Одоевского трудным для современного читателя, воспитанного на русской классике. Однако этот писатель заслужил лестные отзывы Пушкина, дружбу Гоголя, постоянный интерес Белинского, напряженное внимание Достоевского. В советском литературоведении уже рассматривались творческие контакты с Одоевским Гоголя, Лермонтова, Тургенева. Гораздо менее изучено его воздействие на Достоевского. Ниже вниманию читателя предлагаются некоторые новые наблюдения в этой области. В повести Одоевского «Княжна Зизи» (1839), с которой Пушкин познакомился еще в рукописи и назвал «славной вещью», мы находим образ коварного соблазнителя Владимира Городкова, эксплуатирующего в корыстных целях любовь героини и обирающего несчастную девушку. Для характеристики негодяя автор применил блестящий прием, который у него, однако, более не встречается: «Городков хотел за ней последовать, но, боясь разбудить домашних, возвратился в свою комнату. Вошедши в нее, он насмешливо улыбнулся. „Черт возьми! — сказал он, — дело не на шутку!“ Но он взглянул в зеркало и испугался своего собственного образа; оглянулся, нет ли в комнате кого из посторонних, и — в одно мгновение исчезла с его лица насмешливая улыбка, — как будто ее и не бывало; он лег в постель и преспокойно проспал до утра» 1 . «Взволнованный, взбешенный, он побежал в комнату Зинаиды, но за дверью остановился и, приняв на себя нежно-печальный вид, вошел тихими шагами» 2 . Нечто подобное встречается в более известном произведении русской литературы. Раскроем «Неточку Незванову» Достоевского. «…Он остановился перед зеркалом, и я вздрогнула от какого-то неопределенного недетского чувства. Мне показалось, что он как...